Предмет «Литературоведение» направлен на ознакомление с основными положениями анализа литературного произведения.
Цель – дать развернутое представление об основных направлениях, тенденциях и эстетические составляющие литературоведения как системы знаний о литературе, обобщить литературный опыт.
Поставленная цель обусловлена следующими задачами:
- ознакомление студентов с основными положениями анализа литературного произведения;
- осмысление эстетической сущности литературы;
- изучение основ творчества таких литературоведов, как Г. Лессинг, И. Франко, М. Бахтин, О. Потебня и др.;
- углубление навыков анализа художественного произведения;
- медленное прочтение и анализ произведений «Тени забытых предков» М. Коцюбинского, «Новость» и «Каменный крест» В. Стефаника, стихов и поэмы «Лесная песня» Леси Украинки.
На практических занятиях студентам ставятся вопросы проблемно- эвристического характера, которые будут касаться тех проблем, что затрагивались на лекции. Такая форма побуждает студента к диалогу с преподавателем и другими студентами, концентрирует внимание на ключевых моментах лекции, активизирует процесс усвоения. Глубина проникновения заданных вопросов в проблемное поле дисциплины позволяет анализировать степень усвоения содержания лекционного курса, корректировать следующее изложение учебного материала.
Самостоятельная работа студентов предполагает конспектирование рекомендованных работ, подготовку докладов на темы, указанные в каждом занятии, а также изучение тем для самостоятельной проработки. К каждому практическому занятию поданы вопросы, которые помогут шире и глубже осветить вопросы плана лекции.
Под рубрикой «Тексты для обязательного конспектирования» студентам рекомендуется проработать основные труды украинских и зарубежных литературоведов. Во время подготовки к практическому занятию студент может просмотреть рубрику «изречения литературоведов и философов», где найдет изречения философов, литературоведов относительно литературоведческих проблем. В рубрике «Коротко о главном» студент найдет основные сведения, что помогут на первом этапе ознакомления с темой. В одной из тем практических занятия, что потребует дополнительного освещение, предусмотрен «материал к практическому занятию», где преподаватель подает авторский материал для дополнительной проработки темы.
В конце методических рекомендаций представлены тесты для проверки знаний и контрольная работа по курсу «Литературоведение».
Задачи курса:
- ознакомить студентов с основным категориальным аппаратом литературоведения;
- раскрыть феномен искусства и природы художественного образа;
- выяснить место искусства слова среди других видов искусств;
- ознакомить студентов с основами теории жанров;
- раскрыть законы композиции литературных произведений.
После завершения курса студенты должны знать:
- основы теории жанров;
- законы композиции литературных произведений;
- составные части языковой структуры художественных текстов;
- основы версификации;
- основные закономерности литературного процесса.
Кроме теоретических знаний, в процессе овладения курса студенты должны работать над формированием и развитием навыков анализа, описания и литературоведческой интерпретации художественных текстов. Итак, после завершения курса студенты должны уметь:
- определять жанр;
- выделять смысловые факторы произведения (тему, идею, проблему/ проблематику, конфликт, пафос, тенденцию);
- анализировать основные фазы сюжета, выделять внесюжетные элементы;
- выделять и анализировать языково-композиционные формы;
- применять контекст и ситуацию во время интерпретации художественного текста;
- распознавать основные фонетические средства организации художественного текста и их эстетическую функцию в конкретном произведении.
Над формированием и становлением дисциплины работали такие ученые: Галич О., Назарец В., Васильев Е. и др.
Итак, если вы студент и необходимо выполнить научную работу, купить курсовую работу или тезисы из курса «Литературоведение», а времени вовсе нет, обращайтесь в компанию ИЦ «KURSOVIKS».