Одним из главных свойств современного человека является умение использовать свою языковую компетенцию в совершенно разных ситуациях и при разных обстоятельствах. В связи с этим нужно уметь анализировать коммуникативную ситуацию, распознавать ее важные черты и переключать языковой регистр в зависимости от типа и способа общения.
Курс «Основы теории речевой коммуникации» на филологических факультетах педагогических университетов и институтов относится к числу дисциплин, имеющих важное теоретическое и практическое значение, поскольку умение общаться заключается не только в правильном формулировании высказывания в соответствии с грамматическими, лексическими, стилистическими и другими требованиями, но и в знании того, в каких реальных контекстах возможны те или другие высказывания. Имеющийся до сих пор структурно-семантический подход к изучению языковых явлений не мог объяснить их функционально-семантическое назначение.
Предметом изучения является акт общения, понятие, которое сформировалось в лингвистической прагматике и теории речевых актов, лингвистической генологии, социолингвистике и лингвистике текста. Речевое общение рассматривается как многоуровневое явление – в социальном, коммуникативном и лингвистическом аспектах. Курс знакомит студентов с различными подходами к анализу коммуникации как в отечественной, так и в зарубежной науке, способствует выработке навыков описания ситуаций общения с учетом социальных и психологических характеристик говорящих, их стратегий и тактик, конвенций, типов речевых действий и языковых форм их выражения.
Главная цель курса – изучение феномена речевого общения, формирование умений и навыков правильно понимать и анализировать явления речевого общения, использовать полученные знания в изучении иностранных языков, переводе и филологических исследованиях. Вот почему задача курса «Основ теории речевой коммуникации» и заключается в освещении основных положений теории речевой коммуникации, а также в изучении языка с точки зрения его использования для воздействия на собеседника.
Задачи курса:
- ознакомление с общими принципами речевой коммуникации;
- характеристика составляющих речевой личности (коммуникативная, социометрическая, психологическая социоинтерактивная, языковая);
- раскрытие сущности вербального контакта: характеристика подходов к его изучению (лингвокультурный);
- определение типов коммуникативного поведения и коммуникативных ресурсов.
В ходе изучения указанного курса студенты должны знать:
- терминологический аппарат по проблеме;
- основные положения теории речевой коммуникации;
- структуру и составляющие речевой коммуникации;
- основные принципы, правила и конвенции бесконфликтного общения;
должны уметь:
- ориентироваться в проблеме выявления коммуникативных процессов и определение их составляющих;
- определять типы и виды общения;
- определять структуру и составляющие коммуникации;
- применять принципы, правила и конвенции бесконфликтного общения;
- осуществлять анализ коммуникативных актов;
- давать собственную оценку коммуникативным явлениям и процессам.
Предметом изучения учебной дисциплины являются речевые акты и типология текстов.
Междисциплинарные связи курса заключаются в том, что курс знакомит студентов с коммуникативным аспектом современной науки о языке, помогает понять закономерности корреляции ментальных, социальных и лингвистических процессов, связанных с многофункциональностью языка, что помогает студентам в изучении прагматической интенции речевого поведения.
На сайте информцентра ИЦ «KURSOVIKS» вы можете заказать курсовую или магистерскую работу по курсу «Основы теории речевой коммуникации». Мы даем гарантии соблюдения сроков и требований. В процессе написания работы будут использованы только актуальные и современные источники.