Распечатать страницу

Основы теории речевой коммуникации, как учебная дисциплина

Одним из главных свойств современного человека является умение использовать свою языковую компетенцию в совершенно разных ситуациях и при разных обстоятельствах. В связи с этим нужно уметь анализировать коммуникативную ситуацию, распознавать ее важные черты и переключать языковой регистр в зависимости от типа и способа общения.

Курс «Основы теории речевой коммуникации» на филологических факультетах педагогических университетов и институтов относится к числу дисциплин, имеющих важное теоретическое и практическое значение, поскольку умение общаться заключается не только в правильном формулировании высказывания в соответствии с грамматическими, лексическими, стилистическими и другими требованиями, но и в знании того, в каких реальных контекстах возможны те или другие высказывания. Имеющийся до сих пор структурно-семантический подход к изучению языковых явлений не мог объяснить их функционально-семантическое назначение.

коммуникативная-ситуация

Предметом изучения является акт общения, понятие, которое сформировалось в лингвистической прагматике и теории речевых актов, лингвистической генологии, социолингвистике и лингвистике текста. Речевое общение рассматривается как многоуровневое явление – в социальном, коммуникативном и лингвистическом аспектах. Курс знакомит студентов с различными подходами к анализу коммуникации как в отечественной, так и в зарубежной науке, способствует выработке навыков описания ситуаций общения с учетом социальных и психологических характеристик говорящих, их стратегий и тактик, конвенций, типов речевых действий и языковых форм их выражения.

Главная цель курса – изучение феномена речевого общения, формирование умений и навыков правильно понимать и анализировать явления речевого общения, использовать полученные знания в изучении иностранных языков, переводе и филологических исследованиях. Вот почему задача курса «Основ теории речевой коммуникации» и заключается в освещении основных положений теории речевой коммуникации, а также в изучении языка с точки зрения его использования для воздействия на собеседника.

Задачи курса:

- ознакомление с общими принципами речевой коммуникации;

- характеристика составляющих речевой личности (коммуникативная, социометрическая, психологическая социоинтерактивная, языковая);

- раскрытие сущности вербального контакта: характеристика подходов к его изучению (лингвокультурный);

- определение типов коммуникативного поведения и коммуникативных ресурсов.

Основы-теории-речевой-коммуникации

В ходе изучения указанного курса студенты должны знать:

- терминологический аппарат по проблеме;

- основные положения теории речевой коммуникации;

- структуру и составляющие речевой коммуникации;

- основные принципы, правила и конвенции бесконфликтного общения;

должны уметь:

- ориентироваться в проблеме выявления коммуникативных процессов и определение их составляющих;

- определять типы и виды общения;

- определять структуру и составляющие коммуникации;

- применять принципы, правила и конвенции бесконфликтного общения;

- осуществлять анализ коммуникативных актов;

- давать собственную оценку коммуникативным явлениям и процессам.

Предметом изучения учебной дисциплины являются речевые акты и типология текстов.

языковая-компетенция

Междисциплинарные связи курса заключаются в том, что курс знакомит студентов с коммуникативным аспектом современной науки о языке, помогает понять закономерности корреляции ментальных, социальных и лингвистических процессов, связанных с многофункциональностью языка, что помогает студентам в изучении прагматической интенции речевого поведения.

На сайте информцентра ИЦ «KURSOVIKS» вы можете заказать курсовую или магистерскую работу по курсу «Основы теории речевой коммуникации». Мы даем гарантии соблюдения сроков и требований. В процессе написания работы будут использованы только актуальные и современные источники.



Категории статей