Морфологию считают сердцевиной каждого языка, поскольку именно она упорядочивает огромный лексический запас речи, регулирует правила спряжения и употребления слов. Свободное, совершенное владение языком невозможно без знания ее морфологических закономерностей.
Предлагаемый курс составлено на основе вузовской программы обучения студентов филологических факультетов.
Задача предмета состоит в том, чтобы углубить и закрепить в сознании студентов полученные ранее знания о грамматической природе украинского языка, сформировать у будущих филологов творческий подход к изучению языковых явлений, выработать навыки самостоятельной исследовательской работы. Внимание в равной степени обращается как на усвоение теоретического материала, так и на практическое его закрепление. Прежде всего, речь идет о дискуссионных вопросах современной классификации частей речи, определения морфологического статуса числительного и местоимения, толкования различных переходных явлений в системе морфологии и тому подобное. Поэтому предлагаемый курс является попыткой как можно ближе подойти к рассмотрению теоретических вопросов грамматики, использовав достижения современной грамматической науки.
Изложению каждой темы предшествует план и список рекомендуемой литературы. Акцент сделан на источники обобщающего характера: академические грамматики, новые учебники и лишь в отдельных случаях – на статьи.
Практические занятия охватывают задания для домашней и аудиторной работы. При подборе упражнений обращалось внимание на их проблемно-поисковый, развивающий характер. Выполнение предлагаемых задач предусматривает анализ, наблюдение за речевыми явлениями, нередко нуждаясь в осмыслении определенных закономерностей и выводов и тому подобное. С целью закрепления изученного материала рекомендуются контрольные вопросы, которые имеют проблемный характер. Отдельно указываются задания самостоятельной работы.
Современный украинский язык – язык государственный и для многих студентов родной. Свободное, совершенное владение языком невозможно без знания его системы, структуры, фонетических, словообразовательных, грамматических закономерностей, орфографических и орфоэпических норм. Поэтому без усвоения общелингвистических знаний невозможна высокая профессиональная подготовка учителя-словесника, сознательное практическое овладение украинским литературным языком, приобретение практических навыков использования тех или иных выразительных средств в соответствии с современными нормами, преодоление несовершенного билингвизма студентов, а также приобретение умения свободного общения в различных социокоммуникативных сферах.
Цель курса – ознакомить студентов с основными понятиями морфологии, научить их свободно владеть терминологией своей специальности.
Программа состоит из теоретической и практической части, тем самостоятельной и индивидуальной работы, вопросов для самопроверки, списка литературы.
Теоретическая часть содержит перечень тем, которые освещаются в лекционном курсе. В практической части определены темы практических занятий, главная задача которых заключается в углублении теоретических знаний, выработке у студентов навыков анализа языковых единиц, умения применять полученные знания на практике. На практических занятиях обсуждаются проблемные вопросы на основе проработки студентами рекомендованной литературы. Важной задачей практических занятий является также повышение культуры письменной и устной речи студентов, подготовка их к выполнению творческих работ, устных ответов на определенную тему. Много внимания уделено проблеме системных связей в морфологии, перехода слов из одной части речи в другую, что способствует более объективному и полному изучению студентами морфологии.
Среди основных форм организации учебного процесса в высших заведениях является самостоятельная работа студентов, поэтому четко определяется круг вопросов, которые должны усвоить студенты самостоятельно.
Задачи курса – сформировать у студентов умение применять полученные знания на практике, научно объяснять любое языковое явление, давать ему оценку. Особое внимание обращается на повышение культуры письменной и устной речи будущих филологов.
Программа курса ориентирует на изучение студентами-филологами морфологии современного украинского языка. Важными аспектами преподавания курса является постоянное внимание к выяснению теоретических проблем с учетом дискуссионных вопросов, а также ориентация студентов на профессиональное применение приобретенных знаний в школьном курсе.
В результате изучения дисциплины специалист должен знать: определение терминов «грамматика», «грамматическое значение», «грамматическая форма», «грамматическая категория», «морфология», «части речи», «полнозначные части речи», «служебные части речи», «конверсия», «существительное», «падеж», «субстантивация», «прилагательное», «адъективация», «числительное», «нумерализация», «местоимение», «прономинализация», «глагол», «вербализация».
Подготовленный специалист должен уметь:
- различать понятия полнозначные и служебные части речи;
- выяснять: морфологические категории существительного; основные значения падежей украинских существительных; соотношение семантико-грамматического и формально-грамматического содержания в категории рода; деление существительных на склонения; морфологические категории прилагательного; семантические разряды числительных; местоименные слова в системе частей речи; грамматические категории глагола; семантико-синтаксические разряды наречий; основные подходы к изучению статуса предлога; проблему лингвистического статуса частиц; контекстную обусловленность значений междометий.
Функции частей речи рассматривали: Арполенко Г.П., Городенская К.Г., Щербатюк Т.Х.
Итак, если Вам не хватает времени, и нужно заказать магистерскую работу или статью по курсу «Морфология» пишите в компанию ИЦ «KURSOVIKS». Мы с радостью вам окажем помощь в этом.