Сам же термин «литературоведение» в современном понимании появился в 1812 году. В 19 веке появляются и первые литературоведческие школы.
Главная цель курса «История литературоведческих учений» – основательно усвоить первоосновы и принципы литературоведения как филологической науки, синтезирующей опыт истории литературы, теории литературы и литературной критики, а также способствовать систематизации сведений с литературоведческой дисциплины, усвоенных в средней школе, формировании у будущих учителей-словесников соответствующих представлений о специфике художественной литературы, закреплении новых знаний по теории литературы, выработке навыков научного анализа, постижении основ закономерностей литературного процесса.
«История литературоведческих учений» представляет собой предварительный, пропедевтический курс теории литературы, изучение которого призвано помочь студенту постичь:
1) специфику художественной литературы как словесного вида искусства и ее место в культурной парадигме современного человека;
2) особенности содержания и формы литературного произведения в сложной коммуникативной системе «автор-текст-читатель»;
3) основные закономерности развития художественной литературы в ее национальных, региональных и мировых измерениях.
Будучи в своей первооснове теоретическим курсом, «История литературоведческих учений» непосредственно включает в свой научный аппарат сложную систему научных понятий и терминов, которой студент обязательно должен овладеть для дальнейшего успешного изучения объемного корпуса дисциплин историко-литературного цикла: от античности до современности. Поэтому одна из главных задач студента-филолога в данном случае – основательно усвоить основные научные принципы анализа художественного произведения или текста.
Именно чтение курса «История литературоведческих учений» предполагает двойную прагматическую цель:
– заложить необходимую теоретическую филологическую подоплеку, поскольку студент-филолог; если он имеет цель стать серьезным исследователем, должен овладеть средствами и приемами филологического исследования. И это ему пригодится уже в ближайшее время – при подготовке литературоведческих рефератов, написании курсовой и дипломной работы.
Изучение курса должно сопровождаться формированием у студентов навыков самостоятельной литературоведческой работы, в частности, умений пользоваться учебниками, пособиями, словарями, что будет способствовать критическому осмыслению путей литературоведческого анализа художественных произведений, приучать студентов глубже усваивать и осмысливать изученный материал, сопоставлять разные мнения.
Курс «История литературоведческих учений» состоит из лекционных и практических занятий, которые в своей совокупности дополняют друг друга. В результате изучения курса студенты должны:
-- Знать:
- этапы и закономерности развития искусства;
- основные концепции литературоведческой науки;
- критерии классификации литературоведческих дисциплин;
- определение и принципы взаимодействия основных литературоведческих терминов;
- принцип разделения на роды литературы, основные признаки каждого рода литературы, наиболее распространенные лирические, эпические и драматические жанры, их признаки;
- наиболее распространенные и употребляемые художественные средства;
- эстетические особенности каждого литературного направления, их общественно-исторические и философско-психологические основы, своеобразие; место и время зарождения и развития литературных направлений, представителей, придерживались творческих принципов этих направлений в мировой и украинской литературах;
- основные научные направления и школы литературоведения ХІХ-ХХ ст., новейшие направления и течения в литературоведении.
-- Уметь:
- подобрать иллюстративный материал к каждому термину;
- оценить художественный текст, как отдельное эстетическое целое и учитывая его место в литературном процессе;
- определить родовую принадлежность произведения, его жанр, жанровую форму, прокомментировать способы изображения мира и человека в нем;
- вести наблюдения над способами и приемами типизации и индивидуализации характеров, мастерством композиции и сюжета, языке художественных произведений и особенностями стихосложения.
Свои работы исследованию дисциплины посвятили такие ученые: Ткаченко А., Лотман Ю., Хализев В. и др.
Итак, если Вам не хватает времени, и необходимо купить магистерскую работу или статью из курса «История литературоведческих учений» пишите в компанию ИЦ «KURSOVIKS». Мы с радостью предоставим Вам помощь в этом.