Курс Германские языки (немецкий) изучает закономерности развития немецкого языка, его особенности, историю, определяет его место среди других германских языков.
Целью курса Германские языки (немецкий) является обеспечение студентов базовыми лингвистическими знаниями и ясным пониманием исторических процессов, происходивших в древнегерманских языках, дать им общие сведения о специфике германских языков в целом и немецком в частности, и об особенностях исторического развития немецкого языка.
Специалист в сфере немецкого языка кроме свободного владения иностранной речью должен иметь также широкий лингвистический кругозор, ясно понимать те исторические процессы, которые происходили в языке в течении его истории в связи с историей общества, и быть готовым ответить на различные вопросы, которые могут возникнуть в связи с теми или иными особенностями изучаемого языка.
Студенты должны понять определенные методологические вопросы:
1) развитие речи идет по пути постепенного отмирания элементов старого качества и постепенного развития элементов нового качества;
2) наличие тесной связи истории лексики с историей и культурой немецкого народа;
3) взаимосвязь и взаимозависимость изменений отдельных сторон структуры языка.
Студенты должны также понимать значение истории языка в формировании взглядов на язык как общественное явление, осуществлять правильное понимание и трактовку производительных явлений системного характера, правильный отбор языкового материала.
В результате изучения учебного курса студент должен
знать:
1. Общие сведения о германских племенах и диалектах, происхождение и развитие немецкого языка, периодизацию истории немецкого языка;
2. Характеристику дописьменного периода: звуковая система и фонетические изменения, происходящие в этот период;
3. Основные черты древневерхненемецкого периода: характеристика звуковой и грамматической систем;
4. Основные черты средневерхненемецкого и ранееновонемецкого периодов: характеристика звуковой и грамматической систем;
5. Сведения по исторической лексикологии.
уметь:
1. Анализировать отрывки из достопримечательностей старонемецкого, среднегерманского и ранееверхненемецкого периодов;
2. Систематически выложить соответствующий материал для объяснения отдельных особенностей современного языка;
3. Получать базовые теоретические знания по базовым программным вопросам:
а) история немецкого языка как теоретическая дисциплина в системе теоретической лингвистической подготовки учителей немецкого языка.
б) историческая фонетика;
в) возникновение и развитие немецкого языка;
г) историческая грамматика (морфология, синтаксис)
д) историческая лексикология (словарный состав языка, словарный состав древневерхненемецких диалектов, словарный состав в средневерхненемецком языке, нижненемецкая и южногерманская лексика, пути обогащения словарного состава, способы словообразования и их развитие).
А также
- Уметь распознавать основные явления, присущие германской группе языков, на материалах древнейших письменных памятников, написанных на языках германской группы, например, Готское Евангелие.
Итак, учебная дисциплина Германские языки (немецкий) дает представление студентам о происхождении, особенности и развитие немецкого языка как представительницы германской языковой группы.