Конфликтология — это наука о особенностях самого становления, формирования, развития и окончания конфликтов любой формы. Конфликт есть очень трудным социальным и психологическим явлением. Решение вопросов, которые исследует конфликтология, может помогать преодолевать трудности, связанные с конфликтными ситуациями.
Вовсе недавно в нашем обществе возникла «теория бесконфликтности», которая имела в виду, что «в правильно устроенном обществе и верно устроенной семье» конфликтов быть не должно. Эта теория не выдержала испытания жизнью, потому что появление противоречий, порождающих конфликты, в нашей жизни целиком нормальное явление.
На данное время взгляд на природу и значение конфликта изменился, его начали исследовать как способ формирования, то есть исследовать его новые грани. Им можно обучиться управлять и внедрять конфликт во благо себе и обществу.
Существование на данное время и в нашем обществе науки конфликтологии как образовательного курса вполне обоснованно, ведь чтобы управлять конфликтом, нужно знать его способ, структуру, причины и фазы формирования.
Целью овладения предмета есть изучение студентами знаний и инструментария управления и эффективного разрешения конфликта в трудных ситуациях.
Характеристикой предмета есть ее практическая особенность.
Задачи обучения курса:
1. Становление у студентов структуры знаний по курсу.
2. Становление и усовершенствование у студентов способностей эффективной взаимосвязи и умение предотвращать конфликт на основе:
– обеспечения инструментарием по управлению конфликтов;
– усовершенствования умений самоконтроля и саморегуляции;
– исследования характеристик своего поведения в конфликтной ситуации и его коррекции.
В итоге обучения предмета студент должен:
-- знать:
– значение понятий «конфликт», «конфликтная ситуация», «стресс», «фрустрация», способы и виды конфликта, составные компоненты конфликта;
– типы конфликтов;
– главные стратегии поведения в конфликте, положения и модели разрешения межличностных и организационных конфликтов;
– принципы цивилизованного взаимодействия;
– виды руководителей по стрессоустойчивости;
– главные методы и формы психогигиены;
– причины и способы запуска стресса и методы управления их;
– о перспективах управления нестандартной ситуацией и предоставления позитивного влияния на окружающих;
– исследовать и проводить анализ истинных причин конфликта и предлагать на базе теоретических знаний более адекватные способы выхода из них;
– снимать психоэмоциональное напряжение и релаксировать;
– обдумано выбирать способы поведения в конфликте.
- владеть:
– умениями научного анализа конфликтов разных уровней;
– умениями позитивного влияния на партнеров и успешного совершения переговоров;
– умениями оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения конфликтности;
– умениями неконфликтного поведения в коллективе и общения с жителями соответственно с положениями этикета;
– умениями руководства эмоциональными переживаниями;
– умениями профилактики, управления, конструктивного подхода к разрешению конфликтов.
Главные предметы, для которых данный курс есть предшествующим:
- Мотивация и стимулирование трудовой работы;
- Организационное поведение;
- Приспособление персонала;
- Управление конфликтами в учреждении;
- Становление лояльности персонала.
Требования к выходным знаниям, способностям и умениям студента основываются на базе следующих предметов:
- Социология;
- Психология;
- Трудовое право;
- Правоведение;
- Политология;
- Административное и гражданское право.
Рассмотрением становления курса занимаются такие выдающиеся ученые: Миронова А. М., Мазоренко А.В., Арефьева Е.В.
Следовательно, овладение предмета «Конфликтология» есть достаточно основным в нашем обществе, ведь обойти конфликтные ситуации и правильно выйти из них нужно научиться каждому.