Философское направление, которое изучает знания как особый феномен человеческого бытия, называется эпистемология (от греч. episem – знания). Для эпистемологии важен анализ соотношения "объект-знания". От эпистемологии следует отличать гносеологию (теорию познания), которая сосредотачивает внимание на противопоставлении "объект-субъект".
Гносеология имеет более узкую сферу применения. Она охватывает проблемы истинности, обоснованности, логической непротиворечивости знаний, рассматривает вопросы их социокультурной обусловленности и тому подобное. Гносеологии можно определить, как теорию научного познания.
Процедура получения научного знания, сопровождается не только разработкой сложных, выверенных процедур, методик, норм, а и нуждается в надежной профессиональной, экспертной и социокультурной оценок. К особенностям научного знания относятся:
1) логическое обоснование;
2) достоверность;
3) способность к формализации;
4) системность;
5) открытость к критике.
Эти и другие свойства делают научное знание неотделимо от методов его получения.
Учебная дисциплина «Методы и формы научного познания» выступает как один из наиболее важных общих предметов изучения для студентов-магистров, специализирующихся по всем отраслям научных знаний.
Данный курс занимает особое место в учебном процессе: с одной стороны, он завершает цикл изучения философских дисциплин в высшем учебном заведении, а с другой – закладывает основы для самостоятельной исследовательской работы, помогая студентам объединить общее мировоззренческое и философское знание со знанием своей дисциплины через такое звено как методология, методы и методика научного исследования.
Потребность уделение особого внимания именно научным исследованиям объясняется значительным ростом ее роли в жизни общества современной эпохи, что имеет свое проявление во влияниях научного знания на все сферы общественной жизни.
В условиях развития информационной цивилизации научностью пронизываются все современные дисциплины, как естественные, так и гуманитарные. Поэтому студент должен знать общие методы научных исследований и использовать эти методы по отношению к разным дисциплинам.
Цель курса – предоставить помощь студентам овладеть структурой понятийного аппарата изученного предмета, формы и особенностей научного познания, формирующих методики научной работы, методов изучения научных материалов.
Задачей изучения дисциплины есть овладение основами научного познания, формы и особенностей научного познания, формирующих методик научной работы, способов преподавания научных материалов, главных характеристик таких понятий, как «метод», «методология», «теория», «гипотеза», «аналогия».
Курс тесно связан с дисциплинами «Философия (религиоведение, логика)», «Культурология (этика, эстетика)» «Основы делопроизводства», «Психология и педагогика» и дает возможность систематизировать и дополнить полученные знания, применять их при написании рефератов, докладов, статей, курсовых, дипломных и магистерских работ в дальнейшем обучении в вузе.
Опорный конспект лекций разработан по программе дисциплины "Основы научных исследований" с целью предоставления студентам необходимых ориентиров в изучении тем курса.
Исследованием теоретических вопросов дисциплины занимались такие ученые: Стеченко Д.М., Чмир О.С., Шейко В.М., Кушнаренко Н.М. и др.
Таким образом, каждый студент должен учится не зависимо от своих проблем и работы. Чтобы купить магистерскую работу или статью из курса «Методы и формы научного познания», обращайтесь в компанию ИЦ «KURSOVIKS».