Социология массовых коммуникаций как специальная социологическая дисциплина логически объединяет теоретические знания, полученные студентами в курсах по истории социологии, общей теории социологии, социальной психологии и по социологии общественного мнения, с практическим умением осуществлять эмпирические социологические исследования.
Курс посвящен обсуждению специфики рассмотрения процессов массовой коммуникации в социологии, основных теоретических подходов к анализу массовых коммуникативных процессов, особенностей современных информационных процессов в мире и в Украине. Предусмотрено изучение специфики применения социологических методов к анализу процессов массовой коммуникации.
Предметом учебной дисциплины являются природа и функции массовой коммуникации в различных ее аспектах: коммуникативный процесс и его формы, модели массовой коммуникации, информационно-психологическое воздействие, средства и методы воздействия, эффективность воздействия на аудитории.
Цель и задачи учебной дисциплины. В общем виде они предусматривают усвоение студентами основных теоретических знаний и операционных характеристик, которые касаются понятий «информация», «коммуникация», «социальная коммуникация», «массовая коммуникация», «средства массовой информации» и их составляющих; углубленное изучение теоретических и методологических представлений о социальной и массовой коммуникации, отдельные виды СМИ, которые нашли отражение в классических и современных социологических концепциях, прикладные методы исследования СМИ и их аудиторий.
Конкретные задачи курса:
- ознакомление с основными вопросами и направлениями исследований социологии массовой коммуникации;
- изучение основных методов социологического анализа массовой коммуникации: коммуникаторов, каналов, аудиторий;
- изучение СМИ как социального института, его места и роли в современных коммуникативных процессах;
- формирование представлений о роли, возможности и ограничения влияния СМИ и их видов на формирование общественного мнения.
Данная учебная дисциплина является составной частью цикла профессиональной подготовки специалистов образовательно-квалификационного уровня «бакалавр»: современная массовая коммуникация, СМИ как ее институт предусматривает изучение в тесной связи с другими социологическими дисциплинами, в частности прикладного характера.
Междисциплинарные связи. Данный курс имеет связь с такими дисциплинами, которые преподаются на специальности «Социология»: «Общая социологическая теория», «Социология общественного мнения», «Социология рекламы», «Паблик рилейшнз», «Социология управления», «Социология политики», «Основы демократии», «Методология и методы социологических исследований».
«Социология массовой коммуникации» направлена также на междисциплинарный подход к изучению массовой коммуникации, в котором нашли отражение социально-философские, социально-психологические, социологические, лингвистические и семиотические концепции коммуникации.
После освоения курса «Социология массовых коммуникаций» студенты должны:
а) знать:
- Основные теории социальной коммуникации;
- Функции современных СМИ;
- Социологические методы исследования СМИ;
- Технико-технологические характеристики и возможности видов СМИ;
- Техники конструирования новостей и формы подачи информационных материалов;
- Основные средства и методы воздействия СМИ на массовую аудиторию, их манипулятивные возможности;
- Информационно-психологические воздействия и их результаты (медиа-эффекты).
б) уметь:
- Разрабатывать программы социологического исследования СМИ и проводить конкретные эмпирические исследования;
- Разрабатывать стратегии контент-анализа в зависимости от типа сообщения (теле-, радиосообщения, рекламное сообщение, сообщения прессы) и цели исследования;
- Составлять аналитические и информационные справки по результатам социологических исследований СМИ;
- Определять рейтинг каналов, передач, ведущих и т.д.;
- Составлять типологию аудитории по разным критериям;
- Оценивать эффективность применяемых в практике СМИ коммуникативных методов и моделей;
- Выявлять применение манипулятивных возможностей и технологий в практике современной массовой коммуникации, в т.ч. в условиях информационной войны.
Свои работы исследованию дисциплины посвятили такие ученые: Л.Н. Федотова, Ф.И. Шарков, А.А. Родионов и др.
Итак, если Вам не хватает времени, и необходимо заказать курсовую работу или статью из курса «Социология массовой коммуникации» пишите в компанию ИЦ «KURSOVIKS».