Анализ художественного текста как отдельная научная и учебная дисциплина имеет непосредственное отношение к лингвистике текста, стилистике, теории литературы. Она появилась в 60-х годах ХХ в., хотя истоки ее восходят еще из Древней Греции и Рима.
Тонкие наблюдения над текстом находим в языковедов Древнего Востока и в древнеиндийских ученых, которые подробно изучали лингвистику и поэтику. Интересовались лингвистическими особенностями текста и средневековые ученые, в частности Фома Аквинский.
В последнее время языковеды все активнее применяют в исследовании художественного текста антропоцентрический подход, обращаются к человеческому фактору, вводят в парадигму лингвистики языковую личность как равноправный объект исследования, такая концептуальная позиция позволяет интегрировать разрозненные и относительно самостоятельные особенности языка.
Цель курса Анализ художественного текста - завершить языковую подготовку студента-филолога, объединить в неразрывную цепь лингвистические и литературоведческие знания.
Предметом анализа текста художественного произведения является содержание и особенности выделения и характеристики системы уровневых языковых единиц, имеющихся в подобранных для исследования произведениях.
Поскольку текст выступает посредником в коммуникативном акте общение между писателем и читателем, то, очевидно, все коммуникативные уровни без исключения служат этой цели - пониманию коммуникатора и реципиента.
Для анализа желательно брать не отрывки, а целый художественный текст без изменений, сокращений и купюр.
Задачи курсу Анализ художественного текста:
- осуществлять полный лингвистический анализ художественного текста, чтобы показать, как каждый языковой уровень работает на художественную идею;
- научиться частичному лингвистическому анализу художественного текста, такой анализ способен показать скрытые элементы организации художественного произведения, продемонстрировать проблемы отбора общеязыковых средств, воспитывать совершенные художественные вкусы;
- вооружать учащихся навыками осознанного подхода к любому художественному произведению, засвидетельствовать языковое богатство и новаторство писателя.
Использованы в произведении языковые средства - это "не то привнесенное извне, сама ткань произведения без них не существует, они, окрашиваются разнообразными переносном-метафорическими и стилистическими оттенками, сплавляются высказываемым писателем идеей в единую образную систему" (С. Ермоленко).
Анализ художественного текста заключается прежде всего в том, чтобы выяснить, насколько языковое оформление соответствует его содержанию и целевому назначению, насколько оно реализует авторский замысел. Именно этим соответствием или несоответствием языковых средств, целесообразностью или нецелесообразностью их выбора, а не количеством или характером художественных средств определяется художественная ценность произведения.
Определить абсолютно эстетический вес художественного произведения, особенно поэтического, трудно, потому что невозможно перевести точно его образную систему в систему понятий.
Как известно, анализ художественного произведения ограничивается возможностью полно овладеть комплексом идей, реализованных в его образной структуре. Идейное содержание произведения приобретает своего выражения в образной системе, выступает как форма его выражения, а образ, в свою очередь, зависит от внешней формы - художественного вещания, и организует восприятие читателя так, как этого хочет автор.
Итак, курс Анализ художественного текста нацелен на глубокое овладение студентами методики анализа произведения, развитие его интеллекта и творческого мышления.