Каждая историческая эпоха выдвигает новые задачи перед обществом в целом и каждым отдельным его членом, требуя от него приобретения определенных личностных качеств, которые дадут возможность реализоваться ему как личности в быстро меняющихся реалиях современности, что требовало постоянного изменения содержания образования.
Процесс обновления школьного исторического образования находится под влиянием комплекса объективных (состояние развития общества в целом и отдельных его отраслей) и субъективных (отношение учителей и учеников к учебе вообще и к конкретным его аспектам) факторов. Поскольку школьное историческое образование является составляющей общего среднего образования, реализующего новую парадигму, то переход от одной образовательной парадигмы к другой отражается на обучении истории в школе и в переходный период имеет смешанные признаки обеих парадигм. С другой стороны, содержание школьного исторического образования формируется на основе исторической науки, поэтому методологические изменения в освещении истории непосредственно отражаются на обучении истории в школе.
Ни одно из философских направлений, претендующее на методологию истории, не создало универсальной концепции исторического развития. Поэтому в истории может существовать одновременно несколько подходов. Так, основными подходами являются формационный и цивилизационный. Формационный больше связан с классовым подходом, который поддерживался марксистским учением. Ученые-историки, критикуя такой подход как слишком примитивный, все чаще обращаются к цивилизационному подходу в изучении истории.
Согласно этому подходу, история понимается как полифонический многомерный процесс, в котором происходит диалог между различными цивилизациями и культурами, а цивилизация – как форма совместной жизни людей, которой присуще воспроизводство собственной материальной и социально-политической структуры отношений на основе приоритета присущих ей духовных норм, ценностей, идеалов и жизненных целей. Цивилизационный подход задает гуманистический ценностный императив и позволяет ориентироваться на движение к определенным моральным, а вместе с ними, и политическим и социальным целям.
В основе изучения истории является сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного и культурологического принципов.
В Пояснительной записке к программе отмечается: «Методология отбора содержания программного материала основывается на системе научных идей и понятий исторической науки...». Важнейшими методологическими принципами, которые учащиеся должны усвоить на уроках истории:
- Принцип объективности - обязательное рассмотрение исторической реальности в целом, независимо от желаний, предпочтений, установок субъекта, рассмотрение каждого явления в его разнообразии и противоречивости.
- Принцип историзма – изучение любого исторического явления с позиций его эволюции.
- Социальный подход – учет интересов социальных групп и всей совокупности социальных отношений.
- Принцип многоперспективности: цивилизационный, формационный, культурологический, этический, региональный и другие подходы.
Методика обучения истории – научная дисциплина, исследующая процесс обучения истории как системы в ее взаимосвязях, противоречиях и закономерностях для обеспечения качественного исторического образования учащихся.
Предметом изучения учебной дисциплины является система обучения истории в школе, что содержит взаимосвязанные компоненты (содержание, организацию, методы, результаты обучения и т. п.) и закономерные внешние и внутренние связи этой системы, которые обусловливают ее функционирование.
Междисциплинарные связи: "Педагогика", "История", "Психология", "Дидактика".
Программа учебной дисциплины состоит из следующих содержательных модулей:
1. Методика преподавания и занятия по истории в школе.
2. Методы преподавания истории в школе.
3. Формирование личности на занятиях по истории.
Целью преподавания учебной дисциплины «Методика преподавания истории в школе» является изучение методики деятельности школьного учителя на основе комплекса приемов и методов обучения, подготовить будущего учителя к практической работе.
Согласно требованиям образовательной программы студенты должны:
-- Знать:
- государственный стандарт и концепцию исторического образования в Украине;
- познавательные возможности учащихся и их развитие;
- проверка и учет знаний и умений учащихся по истории.
-- Уметь:
- ставить цели и задачи обучения истории в разных классах и разных курсов;
- осуществлять тематическое и календарное планирование;
- отбирать необходимый исторический материал;
- готовиться к уроку по истории;
- соотносить содержание исторического материала с различными формами и методами обучения;
- отбирать эффективные приемы и средства обучения;
- разрабатывать вопросы и задания, памятки для выполнения заданий на формирование умений и навыков учащихся;
- прогнозировать и выяснять результаты обучения;
- оценивать знания учащихся на основе критериев обученности;
- анализировать, обобщать, сравнивать, аргументировать, доказывать, выполнять самоанализ своей работы.
Свои труды развитию дисциплины посвятили: Островский В.В., Комаров В.А., Пометун О.И. и др.
Таким образом, если возникла необходимость купить магистерскую работу или доклад из курса «Методика преподавания истории в школе», обращайтесь в компанию ИЦ «KURSOVIKS».