Стремительное развитие информационных структур общества, дальнейшее возрастание роли информации в политической, экономической, социальной и других сферах повышает роль и значение средств массовой коммуникации.
Глобализация информационных процессов, увеличение доли информационных агентств в современном обществе, расширение и диверсификация их продуктов обусловливают потребность детального изучения исторического развития агентств, их производственного и творческого потенциалов на современном этапе.
Ознакомление студентов с особенностями работы информационных агентств дает возможность закрепить их знания о журналистике новостей, выработать навыки написания соответствующих материалов в информационных жанрах.
Цель курса Агенционная журналистика - ознакомление с информационно-технологическими принципами развития и деятельности информационных агентств, их опытом, местом и ролью в отечественном и мировом информационном пространстве, выработка умения и навыков работы с новостными материалами, усвоение важнейших требований к сообщениям пресс-служб, ознакомление с жанровым потенциалом агенционной журналистики.
Главные задачи дисциплины Агенционная журналистика:
• ознакомить студентов с основными этапами становления и развития информационных агентств, их ролью и местом в процессах глобализации;
• установить особенности работы журналиста в этой сфере;
• предоставить студентам базовые сведения о жанрах новостной журналистики, об обогащении служб новостей жанровой палитрой журналистики;
• добиться понимания студентами понятий главных терминов;
• обеспечить усвоение студентами принципов построения сообщений мировых и отечественных информационных агентств;
• обеспечить усвоение студентами требований, предъявляемых к материалам информационных агентств, научить пользоваться жанровым потенциалом;
• ознакомить студентов с их структурой и организацией работы;
• научить редактировать материалы, адаптируя их к потребностям потенциальной аудитории;
• позаботиться о перспективном видении студентами возможностей и проблем глобальных и национальных информационных агентств в эпоху Интернета.
В результате изучения дисциплины Агенционная журналистика студент должен:
-- Знать:
• основные этапы становления и развития мировых и отечественных информационных агентств;
• особенности агенционной журналистики, принципы и критерии отбора новостей;
• структуру сообщение информационного агентства: слаглайн, Хедлайн, дейтлайн, лед, су бледнел, источники информации, бэкграунд;
• жанровую систему, которая используется отечественными и мировыми агентствами и характеристики таких жанров как факт, расширенное сообщение, заметка (и ее разновидности), репортаж, интервью, информационная корреспонденция, информационный отчет, жанр статистической информации, изложение мыслей, обзор прессы, портрет (его разновидности);
• принципы организации работы информационного агентства;
• понятие диверсификации информационных продуктов и услуг и ее причины;
• принципы редактирования материалов;
• технику написания сообщения и подготовки разножанровых материалов;
• возможности и перспективы развития информационных агентств в эпоху глобализации.
-- Уметь:
• применить на практике свои знания, полученные в курсе;
• искать и отбирать новости для информационных агентств;
• собирать необходимую для написания материалов информацию;
• мотивировано пользоваться различными источниками информации;
• определить жанр будущего материала;
• сформировать его структуру, включив все обязательные элементы;
• уметь писать сообщения для и готовить материалы в других жанрах;
• уметь готовить бэкграунд и подбирать для этого информацию;
• владеть основами редактирования материалов;
• уметь адаптировать сообщения информационного агентства с потребностями аудитории, соотнеся его с интересами потенциальных потребителей информации.
Таким образом, курс агенционной журналистики является первым в ряду дисциплин профессионально-практической подготовки студентов-журналистов.