Когнитивный поворот в лингвистике, связан с тем, что речь стала изучаться не только как уникальный объект, рассматриваемый в изоляции, но в значительной мере и как средство доступа ко всем ментальным процессам, происходящие в голове человека и определяющим его собственное бытие и функционирование в обществе, имел серьезное влияние на ту отрасль филологических исследований, которую в отечественной традиции принято называть лингвопоэтикой.
Развитие когнитивной, или точнее когнитивно-дискурсивной парадигмы, дал толчок тем студиям художественной семантики, которые ищут ответ на два основных вопроса. Первое - как поэтический язык и художественные формы, а также восприятие поэтического и, шире, художественного текста регламентируются и определяются характером концептуализации, то есть осмысления мира человеком, а также особенностями присущих ему когнитивных процессов рациональной и эмоциональной обработки информации. И второе - чем отличается художественное осмысление мира от осмысления мира обыденным сознанием, несмотря на то, что и последнее имеет принципиально творческий характер. В этом смысле особую значимость приобретает понимание того, какие изменения претерпевают когнитивные процессы в их преломлении художественным сознанием. Этот спектр вопросов входит в компетенции когнитивной поэтики, достаточно молодой отрасли науки, основы которой было заложено израильским ученым Ройвеном Цуром и американской исследовательницей Маргарет Фримен и активно развивается в Европе, в том числе и в Украине.
Цель курса - формирование студентами общего понимания наиболее важных проблем когнитивной лингвистики и ознакомление студентов с теоретико-методологическими основами современной науки как одного из направлений современного языкознания через обобщение современных знаний в области современных знаний лингвокогнитивной концептологии как неотъемлемой составляющей когнитивной лингвоносеологии.
Когнитивная поэтика (или иначе, когнитивная стилистика или когнитивная теория литературы), которая исповедует междисциплинарный подход к художественному тексту и опирается на методологию, разработанную когнитивной наукой, в частности когнитивной лингвистикой, возникла не на пустом месте.
Зародыши когнитивизма прослеживаются на всех этапах становления и развития поэтик, где главными были и остаются три вопроса: 1) проблема референции и способов репрезентации мира в художественной литературе; 2) проблема природы творческого и творчества; 3) проблема взаимоотношения между языком художественной литературы и обыденным языком.
Когнитивная поэтика в Украине охватывает весь этот спектр вопросов, сосредотачиваясь на трех направлениях исследований художественного текста, преимущественно англоязычного. Первое направление связано с проработкой интегрированной методики концептуального анализа целого текста, прозаического (малой формы) или поэтического, где сочетаются разные техники такого анализа, которые в своей совокупности позволяют объективировать интуицию интерпретатора в поиске скрытых текстовых смыслов. Первым шагом является определение в ткани текста мест, представляющих определенные трудности для восприятия, своеобразный текстовый вызов читателю. Снятие этих трудностей происходит на глубинном уровне, через реконструкцию концептуального пространства текста, где ключевую роль играют укоренившиеся в обыденном сознании концептуальные структуры - метафоры, которыми мы живем, которые подвергаются в художественном тексте трансформациям или модификациям.
Второе направление когнитивных исследований художественного текста, что ведется в Украине, имеет целью раскрытие механизмов формирования и функционирования отдельных художественных приемов, таких как сюжетное напряжение, неоднозначность, множественность смысла и тому подобное, а также художественной образности в целом. Одним из достижений в рамках этого направления когнитивной поэтики является построение типологии образов американской поэзии, где наряду со "старыми" - архетипными и стереотипными образами отличаются "новые", образы-идиотипы, характерные для творчества того или другого поэта, и образы-кенотипы как принципиально новые концептуальные структуры, определяющие авторское и коллективное видение мира.
Перспективным в плане раскрытия глубинных механизмов художественной образности представляется поиск и систематизация тех путей, которыми базовые концептуальные тропы - метафоры, которыми мы живем, - трансформируются в художественном сознании и, соответственно, в художественном тексте, как они меняются, сочетаются между собой, разрушаются, чтобы обрести новую жизнь.
Третье направление настроено на интеграцию когнитивных студий с эмпирическими исследованиями литературных текстов, в том числе в аспекте их межкультурного сопоставления. Научные исследования в рамках этого направления ведутся в Украине совместно с учеными четырех стран (Германии, Голландии, Бразилии и Канады) - участников Международного проекта REDES, к которому привлечено студентов.
В соответствии с требованиями программы подготовки специалистов соискатели первого (бакалаврского) уровня высшего образования должны:
- знать: объект, предмет, цель, задачи теоретические основы когнитивной лингвистики; базовые характеристики лингвокультурных концептов; методы концептуальных исследований, разработанные в отечественном и зарубежном языкознании.
- уметь: понимать и адекватно употреблять метамовный инструментарий современной когнитивной лингвистики по проблемам соотношения языка и мышления, концептуализации, категоризации, формирования языковых значений; применять полученные в базовых теоретических курсах по языковедческих дисциплинах, усвоить базовые методики семантико-когнитивного и лингвокультурного анализа с выявлением перспектив применения их элементов, ориентируясь в проблемах изучении и преподавании когнитивных аспектов языка и речевой деятельности с опорой на соответствующую литературу по данной проблематике.
Над формированием и становлением дисциплины работали такие ученые: Белехова Л.И., Воробьѐва О.П., Кубрякова Е.С. и др.
Итак, если вы студент и необходимо выполнить научную работу, купить магистерскую работу или статью из курса «Когнитивная поэтика», а времени вовсе нет, обращайтесь в компанию ИЦ «KURSOVIKS». Мы с удовольствием предоставим Вам помощь.