С углублением глобальных процессов в современном обществе и его информатизацией все большее распространение и значение приобретает массовая информация.
Изучение связи и средств массовой информации привело к разработке многих теорий. Структурные и функциональные теории считают, что социальные структуры реальные и работают таким образом, что их можно наблюдать объективно; когнитивные и поведенческие теории, как правило, сосредоточены на психологии отдельных лиц; интеракционистские теории рассматривают общественную жизнь как процесс взаимодействия; интерпретирующие теории раскрывают то, как люди на самом деле понимают свой собственный опыт; и критические теории, связанные с конфликтом интересов в обществе и путями коммуникации, увековечением господства одной группы над другой.
Наиболее ранние теории выдвинули западные теоретики Зиберт, Патерсон и Шрамм в своей книге «Четыре теории прессы» (1956). Они были названы «нормативными теориями».
Для будущего специалиста важно знать и понимать теории и модели массовой информации.
Объектом изучения дисциплины Зарубежная теория и модели массовой информации – является массовая информация.
Предметом - массовая информация как социокультурный феномен, реализованный с помощью СМИ.
Цель курса Зарубежная теория и модели массовой информации - ознакомить студентов с теориями, концепциями и моделями массовой журналистики и коммуникации; раскрыть процесс зарождения, развития и показать содержание зарубежных теорий и моделей массовой информации; дать навыки работы с научной литературой, развивать умение применять и использовать приобретенные знания на практике - на телевидении, радио, в газетах, документальном кино.
Задачи курса Зарубежная теория и модели массовой информации:
- ознакомиться с историей возникновения, становления и развития концепций свободы слова;
- выявить генезис концепций и систем журналистики;
- рассмотреть современные зарубежные теории, концепции, системы и модели массовой информации, коммуникации и журналистики;
- ознакомиться с основными зарубежными моделями массовой информации и их создателями;
- раскрыть суть социокультурной, типологической моделей журналистики и массовой коммуникации;
- способствовать формированию у студентов навыков идентифицировать и отличать теории и модели массовой информации;
- критически осмысливать и анализировать социокультурные процессы и массовую информацию;
- формировать сущностное понимание информационного баланса в системе СМИ, не давая возможности втягивать себя в манипуляторные, пропагандистские, политтехнологические схемы.
Курс Зарубежная теория и модели массовой информации адаптирован к современным информационным условиям, учитывает глобальные и национальные вызовы системы СМИ, сочетает новаторские и традиционные теоретико-методологические подходы, способствует интеллектуальной и универсальной подготовке специалистов с высокой психологической и морально-этической устойчивостью.
Междисциплинарные связи: с учебными дисциплинами «Теория и история социальных коммуникаций», «Теория массовой коммуникации», «Массовая коммуникация и информация: история, теория, практика, «Теория массовой информации», «Теория мировой культуры» и др.
Таким образом, дисциплина Зарубежная теория и модели массовой информации нацеливает студентов на развитие профессиональных умений вовремя выявить проблему, сформулировать тему, осмыслить концепцию и найти эффективные способы ее практической реализации в масс-медиа.