Литература - это важная и неотъемлемая составляющая общечеловеческой культуры. Литература как искусство слова является средством овладения и обогащения языка, средством индивидуального самовыражения школьника. Чтение и изучение литературных произведений развивает способности студента в коммуникации, обогащает изобразительные, экспрессивные возможности его речи, лексический, фразеологический, словарный запас, формирует языковые нормы, в целом развивает языковую культуру, а значит, и общую культуру личности.
Идейное содержание литературных произведений различных эпох значительно отличается друг от друга. Это обусловлено обстоятельствами общественной жизни, особенностью взглядов на окружающую действительность во времена отдельной эпохи. Так и литература эпохи Просвещения имеет свои собственные особенности, обусловленные культурно-историческими обстоятельствами, которые сложились в 18 веке.
Просвещение, иногда его называют еще Век Разума. Совпадение идей и мероприятий имели место в течение всего XVIII века в Западной Европе, Англии и американских колониях. Отличительной чертой всего, что связано Просвещением был научный рационализм.
Просветители осуждали религиозный фанатизм, религиозную нетерпимость, невежество, одобряя духовенство и дворянство, требовали секуляризации государства.
Представители Просвещения критиковали феодальный общественный строй и привилегии государства, провозглашали человеческую свободу, равенство перед законом, ставили себе целью подготовить почву для появления нового общества. Все эти идеи были отражены, в частности, и в литературных произведениях.
Цель курса Зарубежная литература эпохи Просвещения - помочь студентам приобщиться к литературным сокровищам человечества, мировому литературному процессу эпохи Просвещения, обогатить их духовный мир, читательскую и общую культуру, приобщить к общечеловеческим ценностям, воспитать в них чувство собственного достоинства, сформировать эстетические вкусы путем чтения и анализа художественных произведений просветительской эпохи и знакомства с самыми известными представителями литературы той эпохи.
Задача изучения дисциплины Зарубежная литература эпохи Просвещения:
- выявление характерных особенностей развития литературы эпохи Просвещения;
- показ специфики эстетических систем эпохи Просвещения;
- характеристика художественных жанров, направлений, школ, литературных форм;
- оценка и анализ этапов литературного развития и творчества известных писателей эпохи;
- изучение принципов взаимодействия общих тенденций, личного и национального начал в мировом литературном процессе 18 века;
- получение теоретических знаний в пределах освоения вопросов, касающихся формирования литературных жанров, эволюции художественной формы;
- совершенствование практических навыков и умений анализа, оценки, рецензирование художественных произведений.
Стоит отметить, что учебная дисциплина Зарубежная литература эпохи Просвещения тесно связана со многими дисциплинами гуманитарного и обществоведческого цикла.
Особенно тесная связь она имеет с историей. Ведь каждое художественное произведение выражает особенности той исторической эпохи, в которую оно было создано, или о которой рассказывает.
Художественные тексты - своеобразный источник информации об историческом прошлом, писатель является свидетелем той эпохи, в которую он жил. Без определенного запаса знаний по истории нельзя правильно оценить и истолковать творчество писателя. Реализация связи между литературой и историей покажет студентам, передовые, исторически обусловленные идеи.
Таким образом, изучение курса Зарубежная литература эпохи Просвещения дает студентам возможность осознать тот вывод, что людей мира объединяют общие проблемы, устремления, радости и тревоги, что за время своего существования человечество выработало общие духовные ценности.
Изучение всемирной литературы, знакомство с всемирно значительными художественными достижениями подкрепляют этот вывод и способствуют формированию глубоких эстетических подходов к явлениям искусства, гражданских убеждений, гуманистического мировоззрения студента как представителя своего этноса, носителя национальной и общечеловеческой культуры.