В полном соответствии со смыслом латинского «соmmunісо» (делаю совместно, общаюсь, связываюсь) общение (коммуникация) выступает необходимым средством и целью процессов социального взаимодействия. Образование же в наиболее широком смысле этого понятия относится к социально-конструктивным коммуникативным процессам. В центре этих процессов всегда находится педагог.
С развитием процессов гуманизации и демократизации в украинском обществе закономерно оживляется научный интерес к общей риторике, ее теории и практике, которая формирует мнение, речевое мастерство, морально-этические чувства, воспитывает языково-эстетический вкус. Проблемы современной педагогической риторики (общей и профессиональной) в отечественной школе и вузы требуют большего внимания. Над ними работают А. Габидуллина, Н. Голубь, О. Горошкина, С. Караман, О. Караман, Г. Клочек, С. Мартыненко, Л. Мацько, В. Нищета, С. Омельчук, Ю. Романенко, Г. Сагач и др. В частности, А. Никитина в монографии "Педагогический дискурс учителя-словесника", вслед за О. Мурашовым, отмечает, что педагогическая риторика позволяет применять оптимальные речевые технологии, творчески использовать их так, чтобы вещание достигало поставленной цели и были организованы в соответствии с задачами и сверхзадачами педагогической деятельности, чтобы через грамотную организацию общение можно было достичь настоящего профессионального успеха и самореализации.
Несмотря на очевидный интерес ученых к вопросам педагогической риторики, теория проблемы разработана недостаточно, а в учебно-воспитательной практике развивающий потенциал риторики педагога используется неполной мерой. Зато средствами педагогической риторики можно усовершенствовать профессиональную деятельность учителя, особенно словесника.
Предметом дисциплины «Педагогическая риторика» является важнейшая сферой педагогической деятельности – педагогическое общение, культура, этика и техника речи, особенности публичного выступления, специфика академического и научного вещания, принципы ораторского мастерства.
Цель изучения дисциплины состоит в предоставлении студентам систематизированных знаний теоретических основ педагогической риторики и формировании практических умений в педагогическом общении.
Содержание дисциплины предусматривает изучение таких важных вопросов как сущность педагогического общения, мастерство педагогического общения, построение педагогического общения на диалогических началах, культура речи преподавателя, основные категории педагогической риторики, техника вещания, академическое вещание, лекторская работа преподавателя, способы влияния речевой культуры преподавателя на студенческую аудиторию и тому подобное. Качественное усвоение соответствующих знаний, умений, навыков позволит магистрам развить и усовершенствовать свое педагогическое мастерство.
Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения частной профессиональной риторики - педагогической, необходимы в качестве теоретической и методологической предпосылки для освоения иных гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.
Основное значение дисциплины «Педагогическая риторика» заключается в обретении культуры речевого профессионального общения. Особенность данной программы заключается в том, что она интегративная структура: объединяет тематику и проблематику различных направлений лингвистики (орфоэпию, грамматику, стилистику, риторику, орфографию и пунктуацию), методики предмета, общей и возрастной психологии, педагогики.
Следовательно, данный курс нацелен на овладение студентами основами профессиональной речевой культуры педагога.
Если у вас возникла ситуация, когда вам вы не можете сами сделать задание по выше упомянутой дисциплине, вы всегда можете заказать дипломную или индивидуальную работу с курса «Педагогическая риторика» у профессиональной команды авторов информцентра Курсовикс.