Курс «Нарратология» изучает общую структуру нарратива, то есть повествовательных произведений любого жанра и любой функциональности.
Как отрасль академических студий нарратология появилась в конце 60-х годов ХХ века в трудах французских структуралистов. Впоследствии она получила целый ряд самоидентификаций, на обозначения которых использовались следующие термины и терминосоединения, как «нарратология», «нарративистика», «нарративные студии», «нарративная теория», «теория нарратива» и др.
Она начала свой путь от теории литературы, где получила свое теоретическое обоснование, а поэтому распространило свое присутствие на другие научные дисциплины, такие как история, социология, психология, политология, теология, право, философия.
Непосредственным объектом исследования в нарратологии есть нарративы. Это, на первый взгляд, очевидное утверждение, которое требует ряда пояснений.
Прежде всего, стоит выяснить, хотя бы в первом приближении, что такое нарратив. Приведем несколько определений, бытующих в мировом литературоведении. Так, ведущий американский нарратолог Джералд Принс в словаре «A Dictionary of Narratology» утверждает, что нарратив - это «репрезентация (как результат и процесс, объект и акт, структура или структурирование) одной или более действительных, или вымышленных событий, поданных одним, двумя или несколькими (более или менее проявленными) нарраторами одному, двум или нескольким (более или менее проявленным) наррататорам». Валерий Тюпа констатирует, что нарратив - это род дискурса, характеризован тем, что «рассказывает определенную историю» (Ж. Женетт); сюжетно-повествовательное высказывание, которое придает своему предметно-смысловому содержанию статус события.
Предварительно можем констатировать, что современные источники фиксируют то, что понятие нарратива сформировалось в философии постструктурализма, оно означает определенный вид дискурса, в котором фиксируют два вида событий (референтный и коммуникативный) и который представлен средством определенных медиа.
Нарратология исследует проблемы формы, типа и функционирования созданного текста, общие и отличительные признаки сказаний, моделирование фабул и сюжетов, значение и роль текстотворческих элементов, позиционирование авторского Я, то есть нарратора. Программа нормативной учебной дисциплины «Нарратология» составлена в соответствии с образовательно-профессиональной программой подготовки докторов философии.
Предметом изучения учебной дисциплины является история науки, теоретические аспекты изучения истории литературы, многоуровневая структура литературного произведения.
Междисциплинарные связи: стилистика (языкознание), история литературы, философия, психология, культурология, искусствоведение.
Программа учебной дисциплины состоит из следующих содержательных модулей:
1. История и методология науки.
2. Теория литературного процесса.
3. Теория литературного произведения.
Цель предмета - научить студентов мыслить научными категориями, сознательно и творчески воспринимать художественные произведения, уметь давать им оценку по четко определенным критериями, видеть общую панораму литературного развития по эпохам и странам.
Основными задачами изучения дисциплины «Нарратология» является:
- подытожить литературное образование, обобщить знания, полученные при изучении истории украинской и зарубежной литературе, поднять их на более высокий уровень абстракции, расширить и сделать дееспособным терминологический словарь литературоведа, научить пользоваться методами научного исследования, помочь определиться с методом собственного научного исследования, выработать навыки многоуровневой интерпретации художественного текста.
Согласно требованиям образовательно-профессиональной программы аспиранты должны:
-- Знать:
- историю становления науки; научные школы, направления, методы; научные труда представителей наиболее известных направлений мирового литературоведения;
- состояние современной украинской теории литературы в мировом контексте;
- концепции из смежных научных отраслей (языкознания, философии, психологии, этнологии, фольклористики, компаративистики, истории религий и т. п.), которые повлияли на развитие литературоведения;
- знать жанрологию, стихотворение, нарратологию, компаративистику как составляющие теоретических знаний литературоведа;
- основные литературные стили за период развития европейской культуры;
- основные концепции литературного произведения, методы анализа и интерпретации текста.
-- Уметь:
- реферировать научную литературу таким способом, который наиболее соответствует поставленной задаче;
- самостоятельно согласовывать теоретические знания и их практическое применение;
- анализировать произведение по выбранной методологии; выстраивать интерпретационные модели;
- находить актуальные для изучения проблемы литературоведения и уметь их формулировать на высоком интеллектуальном и понятийном уровне;
- уметь профессионально аргументировать оценку неизвестного литературного произведения.
На сайте ИЦ «KURSOVIKS» вы всегда можете заказать курсовую или эссе по курсу «Нарратология». Поэтому, если у вас возникли определенные трудности, или не хватает времени на выполнения заданий из данного курса, обращайтесь к нам. Наши авторы выполняют любой вид письменной работы, качественно и вовремя.