Интенсивное развитие современного издательского дела обусловливает потребность в знаниях методики анализа и совершенствования текстовых материалов в связи с подготовкой их к печати. Курс «Литературное редактирование» призван обеспечить основательное овладение студентами методами и приемами редакторской работы с текстами разных видов и жанров, их тематической и композиционной структурой, фактологическим материалом, языком и стилем в соответствии с действующими нормами тех наук, с которыми взаимодействует редактирование (лингвистика, психолингвистика, логика и т. п.).
Довольно часто литературное редактирование отождествляют с языковой правкой произведения и корректурой, хотя оба процесса являются лишь составными частями редакторской работы. Литературное редактирование - это всесторонний многоаспектный анализ произведения, проникновение в творческую лабораторию автора с целью понять, что хотел сказать автор, каким был его замысел, с какой целью он написал текст.
Предметом «Литературного редактирования» как научной дисциплины является редакторская работа с подготовки к печати текстового материала, которая содержит следующие составляющие:
1) анализ тематической организации произведения (определение главной и побочных тем, работа над тематическими отклонениями);
2) анализ композиционной структуры произведения, проверка ее логичности;
3) работу с фактологическим материалом, проверку его точности и достоверности;
4) выявление и исправление нарушений логических связей в тексте;
5) языковую правку;
6) редакционно-техническую обработку (работа со сверстанным текстом - исправление нарушений технических правил набора и верстки).
Литературное редактирование выделяется, прежде всего, как работа над композицией материала, компонентами содержания и теми первичными формами выражения содержания, за которыми он не существует. Хотя литературный редактор не занимается макетированием издания, он анализирует текст, исходя из предполагаемого расположения его на полосе, а иногда и предоставляет рекомендации по целесообразности его расположения и оформления. Поэтому знание основ технического и художественного редактирования, правил верстки становится необходимым условием эффективной работы литературного редактора в современном издательском деле.
Для овладения технологией редакторской работы будущему специалисту необходимо иметь знания из смежных к редактированию дисциплин – лингвистики, логики, психологии и тому подобное.
«Литературное редактирование» как учебная дисциплина обобщает знания будущего специалиста по данным дисциплинам, формирует его языковую культуру и способствует выработке практических навыков работы с конкретным текстом.
Цель преподавания дисциплины – ознакомить студентов с общетеоретическими вопросами литературного редактирования; обеспечить овладение методикой работы с композиционной, тематической и фактологической структурами текста, ее лексико-стилистическим оформлением; формировать умение редактировать тексты разных видов (описание, размышление, рассказ), жанров (заметка, очерк, статья и т. п.) и работать со сверстанным текстом.
Главные задачи дисциплины:
1) познакомить студентов с особенностями редакторского анализа текста как метода их объективной характеристики и оценки, а также определение путей совершенствования рукописи в процессе ее подготовки к печати;
2) ознакомить с нормативной базой редактирования;
3) обеспечить овладение студентами методикой редактирования, приемами и средствами реализации рекомендаций, сформулированных на протяжении редакторского анализа: различными видами правки (вычитки, доработки, переработки, сокращения), техникой анализа тематической, композиционной и логической организации текста, работой с фактологическим материалом, корректурными знаками для исправления текстовой и иллюстрационной частей текста;
4) раскрыть особенности редактирования текстов различных видов и жанров;
5) обеспечить овладение студентами методикой редакционно-технической обработки рукописи и корректурных оттисков, научить работать со сверстанным текстом, ознакомить с общими и специальными нормами верстки.
Вследствие изучения дисциплины студент должен знать:
1) определение понятия «верстка», особенности общих и специальных норм верстки;
2) анализировать композиционную структуру текста;
3) осуществлять правку текста, применяя корректурные знаки;
6) работать со сверстанным текстом, контролировать его основные элементы (переносы, «висячие» строки, выделения и т. п.).
И.К. Гужова, Р.А. Молибоженко, К.М. Накорякова, Т.И. Сурикова и др. писали труды, касающиеся развития дисциплины.
Итак, если время сессии приближается и Вам необходимо купить дипломную работу или презентацию из предмета «Литературное редактирование», пишите в организацию ИЦ «KURSOVIKS».