Готский язык является самым ранним записанным германским языком, который пришел к нам. Его источники происходят главным образом из остатков перевода Библии, сделанных в 4-м веке вестготским епископом.
Готский является языком самых ранних литературных документов германских народов в целом. Сам язык относится к восточногерманской ветви языков, и есть фактически единственным документально выживший в отрасли. Другие языки, которые, предположительно, принадлежали к этой группе, такие как вандальский, не оставили письменных записей.
Основным источником лингвистических данных для готического языка является то, что осталось от перевода Библии сделанного в 4 веке нашей эры. За исключением нескольких других остатков, однако, этот период снабжает только фрагментами готического языка. Интересно, что готический язык выжил в районе Черного моря, хотя и в измененном виде, по крайней мере до 16-го века в качестве нелитературного языка, теперь его называют крымско-готическим.
Готский язык проливает свет на историю перехода от индоевропейского к различным германским языкам и дает четкое представление об их структуре в целом.
Исследователи: Фернан Moссе, Джеймс Маршан, Эрнст Эббингауз, Кристиан Петерсен, Дэвид Ландау и др.
Готский язык как учебная дисциплина - изучает историю возникновения и распространения готских племен, формирование готского языка и его отделения от других германских языков, лингвистические особенности данного восточно-немецкого языка.
Цель: ознакомить студентов с историей возникновения готского языка, его особенностями и общими принципами, сформировать у них навыки исследования и изучения готских текстов, познакомить с методикой сравнительно-исторического анализа и реконструкции на всех языковых уровнях, стимулировать интерес студентов к изучению истории германских языков, литературы и культуры, их носителей в древнейший период, заложить основы историко-филологической культуры.
В результате освоения дисциплины студент:
1. должен иметь: общее представление о готах и их языке в контексте истории германского мира.
2. должен уметь: применять полученные знания в области готского культурно-научного исследования и других видах деятельности.
3. должен обладать: основными методами и приемами исследовательской и практической работы.
Готский язык рано отделился от древнегерманского и прогрессивно распространялся вместе с его носителями на территориях заселенных, в основном, негерманскими народами.
Материалы готского языка доказывает необходимость изучения динамики и хронологии ареальных контактов древнегерманских языков, обусловливают общность их структурных признаков, например, западногерманской группы в отличие от северогерманской.
Интересны также связи и контакты готского языка с языками других народов позднеантичной и раннесредневековой Европы (прибалтийский ареал, кельтский, «народная латынь», романский, славянский).
Таким образом, дисциплина Готский язык является чрезвычайно важной в образовании будущего филолога и его дальнейшей профессиональной деятельности, ведь готский язык является отправным пунктом для сравнительно-исторического и историко-типологического индоевропейского и германского языкознания. К материалам готского языка закономерно обращаются исследователи в сфере древнегерманских языков, а также этимологии романских языков, лексикографы, филологи-медиевисты и историки.