Слово миф сегодня часто употребляется в научной литературе, в публицистическом, художественном и даже в официальном вещании. Миф функционирует сегодня не только как термин, что номинирует жанровую принадлежность определенного художественного продукта (произведения наивной веры). В современном понимании миф есть понятие многогранное, иногда расплывчатое, и поэтому требует терминологической конкретизации, четкой трактовки каждого из существующих определений, определения сферы их использования.
В ХХ веке значительно возрастает заинтересованность в мифах и мифотворчества благодаря трудам художников того времени. Миф представляет собой бинарную систему, потому что он является истинным в реальном мире и сакральным благодаря сверхъестественному в них. Черты сверхъестественного могут приобретать самые разнообразные существа и предметы, приобретая свойств мифа. Все вещи в мифе являются сакральными и выполняют функции священных, будучи ритуальными артефактами.
Само создание мифов позволяло человеку "маркировать" среду, делая ее пусть не дружественной, так хотя бы менее враждебной, а создание новых авторских мифов позволяло художнику почувствовать себя создателем. Особенно остро вопрос создания нового мифа возникает, когда писатель ставит своей целью написать работу общенационального масштаба.
Программа учебной дисциплины состоит из следующих содержательных модулей:
1. Исторические этапы теоретического осмысления мифа.
2. Структура и функции мифов.
Целью преподавания учебной дисциплины является углубление студентами знаний из истории культуры, получения необходимых навыков анализа культуротворческой деятельности.
Основными задачами изучения дисциплины являются изучение сущности, особенностей и закономерностей появления и эволюции мифологии как органической части мировой культуры. Формирование навыков культурологического анализа мифа, его структурных и функциональных характеристик на базе основательного изучения культурно-исторических источников и научной литературы; целостное видение мифа как сложного, универсального, многоуровневого культурного феномена; осмысление эволюции мифологического сознания в контексте развития культуры.
Овладев дисциплиной студенты должны достичь таких результатов обучения:
- знания о месте и роли мифов в разных цивилизациях;
- современные научные концепции по мифологии;
- закономерности использования мифов в философии;
- способность свободно ориентироваться в структуре и содержании основных мифологических циклов;
- способность к культурологическому исследованию, описанию и классификации артефактов.
Выучив курс студенты должны:
-- Знать:
- историю теоретического осмысления понятия миф;
- содержание ведущих философско-культурологических концепций мифа;
- этимологию и семантическую многозначность категории “миф”;
- типологию, видовую и функциональную специфику мифов;
- факторы демифологизации культуры.
-- Уметь:
- анализировать историко-культурный контекст определенной мифологической традиции;
- владеть навыками компаративного и структурно-функционального анализа мифов;
- определять специфику и типологические особенности мифов;
- выявлять элементы мифологического сознания в современной культуре;
- определять опасность использования неомифологии с целью корыстного манипулирования сознанием людей.
Исследованием принципов дисциплины занимались: Голосовкер Я.Э., Ревуненкова Е.В., Меркулов И.П.
Если вам не хватает времени выполнить письменное задание с курса «Миф в истории культуры и философии», обращайтесь в информационный центр ИЦ «KURSOVIKS», мы с радостью вам поможем заказать курсовую или реферат по дисциплине «Миф в истории культуры и философии».