В основе делового украинского языка лежит литературный язык. Следует различать понятия национальный язык и литературный.
Национальный язык охватывает все слова языка независимо от стиля и сферы употребления (историзмы, диалектизмы, жаргонизмы, разговорно-просторечные, нецензурные слова). Понятие „национальный язык” очень близкое к понятию „язык художественной литературы”, поскольку в художественных произведениях для создания исторического, территориального, социального колорита используются почти все слова языка.
Одним из определяющих признаков культуры речи является правильность. Правильность речи – это прежде всего соблюдение тех литературных норм, которые являются устоявшимся образцом, эталоном для носителей этого языка. Известно, что литературная норма образуется, как следствие общественно-исторического отбора языковых элементов из числа имеющихся или тех, что создаются заново или привлекаются из пассивного запаса прошлого, и представляются как правильные, годные для всеобщего употребления. Критерием правильности является языковая действительность конкретной эпохи, а ее эталоном – строгое соответствие правилам, с помощью которых сформулированы нормы.
Правило – это положение, выражающее определенную закономерность, или предлагает нормативный способ использования языковых средств в письменной и устной речи. Есть правила орфоэпические, орфографические, грамматические (регулируют применение форм слов в зависимости от словоизменения и словоформы), синтаксические, пунктуационные (корректируют расстановку знаков препинания).
Цель дисциплины:
- обучающая – повысить языковую культуру слушателей как в устной, так и в письменной формах; способствовать обогащению лексического запаса; изучению украинского речевого этикета, особенностей его функционирования в официальных ситуациях; совершенствованию знаний по юридической терминологии (аспекты классификации юридических терминов);
- развивающая – формировать и развивать у слушателей знание норм современного литературного языка, учить практически применять их в профессиональной сфере; вырабатывать навыки и умения целесообразно применять полученные теоретические знания к практике заключения документов и текстов профессиональной направленности, профессионального вещания;
- воспитательная – способствовать утверждению национального самосознания будущего правоведа, осознанию роли и значения языка в развитии и укреплении украинского государства; формировать у будущих юристов культуру общения в профессиональной области.
Задачи:
- помочь слушателям правильно употреблять языковые средства;
- предостеречь от наиболее распространенных ошибок;
- научить оценивать языковые варианты и находить наиболее целесообразные лексико-грамматические средства для каждой конкретной речевой ситуации, а также усовершенствовать и окончательно сформировать навыки делового общения и заключения документов.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
-- Знать:
1) на понятийном уровне:
- вопросы правового статуса государственного языка, Конституционные основы функционирования языков в Украине;
- понятия нормы как основы современного украинского литературного языка;
- понятие стиля как определителя характера устного и письменного профессионального общения;
2) на фундаментальном уровне:
- закономерности использования языка в правотворческой и правоприменительной деятельности;
- проблему текстуальности права;
- специфику современной украинской юридической терминологической системы;
3) практически-творческом уровне:
- основы профессиональной коммуникации в письменной и устной формах;
- основные методы и приемы редактирования профессионального текста.
-- Уметь:
1) на репродуктивном уровне:
- свободно владеть украинским языком;
- использовать свои знания в практической деятельности (устная/письменная речь);
2) алгоритмическом уровне:
- владеть техникой выбора и редактирования в ходе профессиональной деятельности;
3) на эвристическом уровне:
- самостоятельно работать над совершенствованием знаний украинского языка;
- придерживаться последовательности и точности изложения мыслей, как в устном, так и в письменном профессиональном вещании;
4) на творческом уровне:
- культивировать украинский речевой этикет;
- редактировать письменные и устные тексты правоведческого характера;
- совершенствовать профессиональную речевую культуру юриста.
Над формированием и становлением дисциплины работали такие ученые: Полюга Л., Мазурык Д., Калашник В. и др.
Итак, если вы студент и необходимо выполнить научную работу, купить магистерскую работу или статью из курса «Культура профессиональной речи», а времени вовсе нет, обращайтесь в компанию ИЦ «KURSOVIKS». Мы с удовольствием предоставим Вам помощь.