Распечатать страницу

Новая история стран Азии и Африки, как учебная дисциплина

Курс «Новейшая история стран Азии и Африки» относится к нормативной учебной программе подготовки бакалавров в цикле профессионально-ориентированных дисциплин учебного плана для студентов исторических специальностей и логически завершает изучение ими всемирной истории. Он завершает изучение основных процессов исторического, экономического, социального, политического и культурного развития человечества в этих важных цивилизационных зонах.

В хронологическом отношении вехой отсчета начала современного периода мировой истории взято 1918 год окончания Первой мировой войны, окончание которой показало начало новейшей эпохи в развитии мировой цивилизации. От этого времени и по сей день в истории стран названных регионов состоялись значительные события и изменения. В социально-экономическом отношении они совершили скачок от буржуазного индустриального к постиндустриальному и информационному обществу. Революция в естествознании переросла во второй половине XX в. в научно-техническую революцию, которая дала новую материально-техническую базу для качественного преобразования всех сфер народного хозяйства, культуры и быта.

новая-история-стран-Азии-и-Африки

Велась острая борьба сил демократии с тоталитаризмом, экстремизмом, национал-шовинизмом и расизмом. Под флагом таких теорий и идеологий вводились попытки модернизации, «скачка» вперед, решению собственных национальных проблем за счет других наций и стран, человечество было втянуто во Вторую мировую войну. В конце века завершилось соревнование между двумя системами − социалистической и капиталистической. Советская альтернатива либерально-демократического уклада общественной жизни исторического испытания не выдержала. Некоторые постсоциалистические страны переняли модернизированный западноевропейский вариант капиталистического уклада, а в частности Китай выстроил свой особый путь социально-политического развития, сохраняя монополию правящей партии на власть. Итогом этих процессов стало восстановление на конец XX века формационно-цивилизационного единства мира.

Цель курса заключается в комплексном изучении наиболее значимых проблем развития ведущих стран Азии и Африки в XX – начале XXI века, а также в формировании у студентов умения их самостоятельного анализа на основе новейшего методологического инструментария исторической науки.

В дисциплине рассматриваются:

– в рамках первого периода (1918 – 1945 гг.) – общие тенденции и наиболее значимые события в странах, относящихся к конфуцианскому, Южно-азиатскому, юго-восточноазиатскому, исламскому цивилизационно-культурному кругу; национально-освободительные и демократические движения, модернизационные процессы, влияющие на изменение традиционных общественных отношений и формирования современного лица стран Востока;

– в рамках второго периода (1945 – 2017 гг.) – процесс деколонизации после Второй мировой войны, его роль в судьбе афро-азиатских народов, выбор модели развития в постколониальный период, влияние модернизационных процессов на страны региона (тенденции принятия и отчуждения); особенности различных моделей восточных обществ; роль духовных (религиозных и культурных) факторов в формировании национальных идеологий стран Востока; процессы конфликтогенности на Ближнем Востоке, странах Юго-Восточной Азии и Тропической Африки в период „холодной войны“ и после ее угасание; место ведущих стран Запада в процессах глобализации и региональной интеграции.

страны-Востока

Согласно требованиям образовательно-профессиональной программы студенты должны:

-- Знать:

- основные проблемы новейшей истории стран Востока;

- выяснить общие тенденции развития региона в рамках первого периода (1918 – 1945 гг.), а также специфику развития стран, относящихся к конфуцианскому (Япония, Китай), индо-буддийскму (Индия), Юго-Восточноазиатскому (страны Индокитая, Индонезия, Филиппины), исламскому (Турция, Иран, арабские страны Ближнего Востока, Магриба, Средний Восток) цивилизационно-культурному кругу; особое внимание уделить национально-освободительным движениям и модернизационным процессам, которые влияли на изменения традиционных общественных отношений и формирование современного лица стран Востока;

- при изучении второго периода (1945 г. – 2017 гг.) студенты должны приобрести знания об особенностях общественно-политического и социально-экономического развития стран Азии и Африки в послевоенный период; выяснить причины, ход и последствия процессов деколонизации; выражать свое отношение к процессам конфликтогенности на Ближнем Востоке, странах Юго-Восточной Азии и Тропической Африки в период „холодной войны“ и после ее окончания, возникновения и развития исламского фундаментализма; определить роль национальных идеологий в странах „третьего мира“, а также место ведущих стран Запада в процессах глобализации и региональной интеграции.

-- Уметь:

- логически мыслить и делать аргументированные выводы, излагать материал, овладеть навыками историографического анализа и синтеза, пользоваться справочной литературой;

- самостоятельно работать с историческими источниками и анализировать их, развивать умение вести дискуссию по важнейшим проблемам курса; совершенствовать навыки работы с политической картой мира.

цивилизационные-зоны

Исследование дисциплины проводили: Ямпольска Л.М, Борисов А.Б., Прошина Н.И.

Сайт ИЦ «KURSOVIKS» предлагает свои услуги по написанию студенческих работ различной сложности. У нас вы можете заказать курсовую работу или тезисы по курсу «Новейшая история стран Азии и Африки». Гарантируем ответственный подход к работе и строгое соблюдение сроков.




Категории статей