Слово как объект научного исследования изучается с разных точек зрения − звукового строения, значения, грамматических функций и тому подобное. На протяжении многих веков исследователи обращают особое внимание на слово как единицу лексико-семантической системы языка, носитель значения, отражающий особенности познавательной деятельности человека и закономерности национального видения мира.
Слово в его предметно-вещественном содержании, единстве звукового строения и лексического значения является носителем информации, которая хранится и передается многими поколениями. Именно в значении озвученных слов отображается душа народа.
Русский язык изучается на специальных и неспециальных факультетах высших учебных заведений. Курс «Лексикология русского языка» является базовым для студентов филологических факультетов высших учебных заведений.
Этот курс предполагает не только усвоение определенных теоретических понятий и научных положений, отражающих различные стороны организации и функционирования лексического состава языка, но и изучение механизмов вербальной категоризации действительности, особенностей формирования языковой картины мира, выделение широкого и значительного объема слоя лексики, принадлежащего к знакам народной культуры. В то же время роль и место лексикологии для качественной подготовки будущего специалиста объясняется и тем, что овладение содержания всего курса составляет необходимую предпосылку формирования лингвальной компетенции говорящего, его умение использовать лексические средства в своей профессиональной деятельности.
Смысловыми доминантами курса являются научные положения о лексикологии как разделе языкознания (цель, задачи, объект и предмет исследования), его функционально-стилевую дифференциацию, закономерности системных связей между лексическими единицами.
Основные задачи, стоящие перед студентом при изучении лексикологии, заключаются в глубоком усвоении теоретических положений, должном понимании сущности языковых явлений, характеризующих структуру и семантику словарного состава языка, особенностей строения лексического значения слова и его разновидностей.
Кроме того, студент в процессе изучения курса должен выработать умение проводить полный лексикологический анализ слова, определять конотативные свойства различных слоев лексики, характеризовать виды переносов и конструкции полисемии, выяснять источники происхождения лексических единиц по характерным признакам и объяснять процессы их адаптации в современном русском языке.
Принципиальное значение приобретает вопрос о способах и путях созидания омонимов, синонимов и антонимов, изучение которых является необходимой предпосылкой подготовки к изучению словообразования и стилистики.
Надлежащее овладение соответствующими знаниями, касающихся содержания этого раздела, усвоение теоретических понятий, углубленное понимание природы лексического значения слова, особенностей его развития важно для освоения курса «Лексикология русского языка», а в то же время оно создает необходимую базу для изучения других разделов современного русского литературного языка − фонетики и морфемики, грамматики и стилистики.
Над формированием и становлением дисциплины работали такие ученые: Шахрай О.Б., Сергеева Г.А., Кузнецова Е.В. и др.
Сайт ИЦ «KURSOVIKS» предоставляет услуги по выполнению любых задач по дисциплине «Лексикология русского языка». Вы можете купить курсовую или контрольную работу по курсу «Лексикология русского языка» на нашем сайте.