Белорусская литература - это дисциплина культурологического цикла, которая изучает литературные произведения, написанные на белорусском языке или белорусскими авторами от древности до современности.
Объектом курса Белорусская литература - произведения белорусской литературы.
Предметом изучение Белорусской литературы - историческое развитие белорусской литературы, основные принципы и особенности произведений белорусской литературы.
Главная цель учебного предмета Белорусская литература - привлечение студентов к сокровищам белорусской литературы, воспитания студентов на лучших образцах мировой культуры.
Учебный предмет Белорусский литература - один из предметов, с помощью которых реализуется главная цель обучения и воспитания: формирование гармоничной личности, интеллектуально развитой, способной осознавать роль морали, этики в личной и общественной жизни, чувствовать и оценивать прекрасное, в совершенстве владеть языком.
Основные задачи Белорусская литература:
1) ознакомить студентов с основными этапами развития белорусской литературы, с творчеством и произведениями наиболее известных белорусских писателей разных эпох;
2) научить студентов соотносить произведения прошлого с современностью, понимать и ценить общечеловеческое, вневременное значение;
3) дать представление о развитии белорусской литературы как части мировой литературы, что раскрывается в многообразии национальной литературы;
4) познакомить студентов с основными направлениями и жанрами в белорусской литературе разных исторических периодов;
5) развивать навыки анализа литературного произведения.
Специфика литературы как предмета обучения определяется тем, что она тесно связана с другими формами познания действительности и человека (наукой, философией, религией и др.). Большое познавательное и воспитательное значение искусства слова обусловлено в первую очередь тем, что оно дает студентам разнообразные знания и представления о природе и месте в ней человека, жизни общества, исторических событиях, судьбах выдающихся личностей.
Благодаря содержательным связям с гуманитарными научными дисциплинами, литература учит воспринимать и понимать явления, которые приняли человеческое лицо через созданные образы, одновременно в планах общечеловеческих и национальных, конкретно-исторических. Все это в литературе раскрывается своеобразно, через художественную образность, экспрессивно, эмоционально. Как любое искусство, литература определяется полифункциональностью: помимо познания жизни, выполняет и коммуникативную, эстетическую, гедоническую функции.
В системе высшего образования белорусская литература относится к социально-гуманитарному циклу предметов, который включает в себя еще и предметы: иностранный язык, всемирная история, мировая литература, история Беларуси, обществоведение, музыка, изобразительное искусство и др. С последними двумя учебными предметами белорусскую литературу сближает то, что она формирует эстетические вкусы и идеалы студентов, удовлетворяет их потребности в эстетической деятельности. Вместе с тем художественное слово сочетает в себе определенные возможности живописи и музыки, оно создает зрительные и слуховые образы.
Многое объединяет белорусскую литературу с литературой мировой, органической частью которой она и является. Поэтому белорусская литература изучается в контексте мирового художественного слова. Параллельно изучая произведения белорусских и других зарубежных писателей, студенты убеждаются в том, что людей мира объединяют общие проблемы, стремления, радости и тревоги, что за время своего существования человечество выработало общие духовные ценности.
Белорусская литература присоединяет студентов к духовной жизни и культуре народа, выражает мировосприятие этноса, его представление о действительности, взаимоотношения человека с природой, нравственные и эстетические идеалы, выработанные на протяжении веков.
Итак, Белорусская литература показывает человека в определенной социально-культурной среде, поднимает важные философские, морально-этические, экологические и другие проблемы современности, прошлого и будущего.
В произведениях белорусских писателей оказываются общезначимые идеалы и ценности. Присоединение к ним имеет исключительно важное значение, поскольку способствует гуманизации личности, духовно обогащает ее. Ориентация на гуманистические и культурные ценности, краеведческие аспекты при изучении литературы приобретают особое значение в наше время, когда контакты между людьми разных государств стали реалиями жизни.