Человечество постоянно развивается. К тому же темп изменений постоянно ускоряется. И для человека, и для страны становится все важнее уметь реагировать на эти изменения, чтобы не остаться в стороне от прогресса. Один из исследователей удачно отметил, что средневековый английский крестьянин встречал в течение жизни меньше людей, чем современный человек за один день. Но это касается межличностного общения. Когда же речь идет о массовом, то здесь изменения еще более разительные. Мы наблюдаем появление новых медиа, которые используют технологии, которые еще вчера казались сказочными.
Наш век не зря называют информационным. И дело здесь не только в том, что значительная доля национального богатства современных стран создается в сфере информационных технологий. Современный человек для успешной жизнедеятельности не может быть в стороне от информационных потоков. Но главная сложность сейчас не в том, чтобы получить определенную информацию, а чтобы определить, какая информация нужна. Огромный избыток информационного предложения приводит к тому, что современный человек рискует «утонуть» в информационном море. К этому добавляется угроза поверить лживой информации. К сожалению, много современных медиа не проверяют достоверность обнародованных данных, нормой стало использование многочисленных манипулятивных технологий, направленных или на безосновательное формирование положительного имиджа заказчиков, либо на очернение их конкурентов.
Особое значение грамотная работа с информацией имеет, когда речь идет о детях и подростках. У них нет еще жизненного опыта, они еще склонны к слепому подражанию привлекательных образов.
Надо уметь работать с информацией. Именно на это направлены уроки по медиаграмотности. Вопросы безопасности профессиональной деятельности журналистов в последнее время встала особенно остро. Поэтому наличие в учебной программе бакалавров по направлению подготовки «Журналистика» нормативной дисциплины «Медиабезопасность» кажется нам уместным и важным. Вместе с тем, проблематика этого учебного курса не ограничивается лишь экстремальной журналистикой.
Журналисты, которые честно выполняют свой профессиональный долг, разоблачая нарушения, коррупцию, манипуляции, освещая акции протеста, криминальные и социальные аспекты жизни социума, нередко подвергаются нападениям, угрозам и давлению. Есть и другие опасности: лишение свободы, профессиональные заболевания, потеря работы, должности, заработанных денег, доброго имени, наработанной информации. И следовательно, эти опасности надо знать, видеть и быть готовыми их преодолеть, но лучше избежать.
Поэтому цель курса - показать ключевую роль учебной дисциплины «Медиабезопасность» в формировании базовых компетентностей, которые обеспечат профессиональную и личную безопасность будущего журналиста.
Традиционно выделяют такие факторы риска в работе журналиста:
- работа в «горячих точках» во время освещения военных, социальных, этнических, религиозных конфликтов;
- экстремальные ситуации мирного времени (техногенные и природные аварии и катастрофы, чрезвычайные ситуации антропогенного характера);
- журналистские расследования, затрагивающие как самые высокие эшелоны, так и местные власти, а также уголовные расследования;
- коррупция и цензура в СМИ;
- человеческий фактор (психологические и физиологические проблемы, возникающие у журналистов во время профессиональной деятельности).
Сегодня, во время глобальной «интернетизации» медийного пространства и в реалиях «гибридной» войны, кажется уместным дополнить этот перечень угрозой информационной безопасности.
Каждый из указанных факторов является весомым, поэтому будущий специалист должен знать четкие алгоритмы действий и иметь сформированные компетентности в отношении собственной безопасности в каждой из указанных ситуаций.
Поэтому на преподавателях учебной дисциплины «Медиабезопасность» лежит ответственность за теоретическую и практическую подготовку будущих специалистов, которая предполагает формирование компетенций по созданию безопасных и здоровых условий жизни и деятельности для журналиста и лиц, с которыми он сотрудничает.
Поэтому основными задачами изучения дисциплины является усвоение законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности и работы журналиста, выяснения условий формирования опасностей, прогнозирование их последствий, определение методов и средств предупреждения по уменьшению влияния негативных факторов; овладение системами формирования и поддержания здоровья как в экстремальных условиях, так и в ежедневной рутинной деятельности; овладение основами оказания первой помощи.
Становлению и исследованию предмета «Медиабезопасность» свои труды писали: И. Земляна, М. Ратушный, І. Чуливская, О. Голуб и др.
Таким образом, если Вы работаете, не имеете много времени, чтобы учится самостоятельно, а сроки поджимают, необходимо выполнить научную работу, заказать дипломную работу или тезисы из курса «Медиабезопасность», а времени вовсе нет, обращайтесь в компанию ИЦ «KURSOVIKS».