Коммуникация является неотъемлемой частью жизни каждого человека, его сущностью. Ведь человек не может обойтись без общения как в повседневной, так и в профессиональной деятельности. Важную роль коммуникации личности играет ее эмоциональная составляющая. Ведь общение может быть эмоционально разнообразным.
Учебная дисциплина, Эмоциональная составляющая коммуникации - изучает общие принципы и виды коммуникации с ее эмоциональной стороны, которая может включать симпатию, антипатию, агрессию, захват и т.п.
Эмоциональная сторона коммуникации - это эмоциональный обмен информацией.
Эмоциональность выполняет коммуникативную функцию, так как несет информацию об эмоциональном состоянии субъекта, о его отношении к языковой ситуации, что во многих случаях является сигналом, что подтверждает правильность понимания полученной информации («я тебя понял и отношусь к услышанному так же, как и ты, и мы чувствуем одно и то же», или наоборот).
Коммуникации могут быть разных видов, но в течении каждой мы чувствуем определенные отзывы нашей души по теме разговора или к собеседнику.
Цель курса, Эмоциональная составляющая коммуникации - исследовать эмоциональную составляющую коммуникации, процесс продуцирования речи и место эмоционального фактора в нем.
Предметом курса Эмоциональная составляющая коммуникации выступает - процесс продуцирования речи с целью передачи информации и варианты реализации эмоциональности в нем.
Объектом - информация как составляющая коммуникации.
Задачами курса Эмоциональная составляющая коммуникации являются:
- понимание основных терминов и понятий курса;
- изучение психологических основ возникновения эмоций при осуществлении коммуникации;
- выявить причины возникновения различных эмоций в соответствии с видом общения и лица собеседника;
- психологический анализ процесса выработки эмоциональной передачи информации с помощью, речи, мимики, жестов и его практическое подтверждение с помощью примеров эмоционального типа коммуникации;
- научить студентов уместно выражать свои чувства и эмоции, учитывая собеседника и ситуацию;
- научить студентов различать чувства и отношение к себе других людей, проанализировав эмоциональное содержание их коммуникации;
- дать студентам возможность выразить себя и помогать в проявлении чувств.
Среди ученых, которые исследовали этот вопрос, можно выделить: Выготский Л.С., Сёрль Дж., Виноградов В.В., Миллер Дж., Леонтьев А.А., Хомский Н., Шаховской В.И., Данеш Фр., Бейкер Л.Л. Селиванова А.А., Жинкин Н.И. и др.
Коммуникационный процесс является очень сложным взаимодействием, который вызывает у его участников определенные реакции.
Итак, дисциплина, Эмоциональная составляющая коммуникации, является очень важным предметом, который позволяет получить не только теоретические знания в области эмоциональной коммуникации, но и приобрести навыки удачного, успешного общения разного уровня, формирования позитивного отношения к себе.