Практическое задание №3, Виды правки текстов
Код роботи: 4591
Вид роботи: Практичне завдання
Предмет: Літературне редагування (Литературное редактирование)
Тема: №3, Виды правки текстов
Кількість сторінок: 15
Дата виконання: 2018
Мова написання: російська
Ціна: 250 грн
В зависимости от того, какие изменения вносятся в текст при редактировании, различают следующие виды правки:
1. Правка-вычитка – сличение перепечатанного или набранного на компьютере текста с отредактированным, всесторонне выверенным вариантом. Как правило, при правке-вычитке вписываются пропущенные при перепечатке буквы, исправляются ошибки, неверные написания. Если в процессе правки-вычитки обнаружены и более существенные недочеты, текст следует исправить, после чего снова перепечатать.
При правке-вычитке все изменения делают непосредственно в тексте чернилами. Не допускается переделка или подрисовка неясно отпечатавшихся знаков (нужный знак вписывается над зачеркнутым).
2. Правка-сокращение – устранение из текста длинного, малосущественного материала, которые чаще всего бывают вызваны неумением автора изложить свои мысли кратко, лаконично. Необходимость правки-сокращения может также вызываться редакционно-техническими соображениями.
При редактировании служебных документов правка-сокращение применяется:
1) в текстах, изобилующих общими рассуждениями, цитатами, ссылками и т.п.;
2) в текстах, загроможденных однотипными примерами, цифрами;
3) для упрощения сложных синтаксических конструкций и т.д.
Наконец, правка-сокращение необходима в тех случаях, когда превышен заранее установленный объем текста. Не случайно в инструкциях по делопроизводству специально оговаривается, что служебные документы должны быть краткими. Так, текст письма, как правило, не должен превышать двух страниц; если по излагаемому вопросу требуется дать глубокий анализ и обосновать предложения, размер письма не должен превышать четырех-пяти страниц.
3. Правка-переделка применяется в тех случаях, когда автор текста плохо владеет литературной речью и неумело выражает свои мысли. Правка-переделка близка к таким видам литературной работы, как запись, переложение, соавторство и т.п. Редактор, литературно обрабатывая текст, использует фактический материал, сообщенный автором. При этом он должен сохранить, по возможности, особенности авторского стиля.
Практика литературной записи применяется и при составлении служебных документов. Так, работник отдела кадров, паспортного стола, справочного отдела и т.д. обязан помочь любому гражданину правильно составить документ или должен взять на себя эту обязанность.
4. Правка-обработка – комплексный вид правки – включает:
1) отбор и анализ фактического материала;
2) улучшение композиции рукописи; 3) языковую правку текста;
4) проверку правильности внешнего оформления рукописи.
В процессе правки-обработки редактор обязан, по возможности, сохранить и ход рассуждений автора, и его аргументацию (если она основательна), и особенности его индивидуального стиля (если они не противоречат нормам литературной речи). Все существенные поправки должны согласовываться с автором. При правке текста необходимо руководствоваться официальными материалами, регламентирующими особенности того или иного вида официального материала. Это могут быть и различного рода инструкции, и справочники, учебные пособия.
Задания
Упражнение 1. Наберите текст на компьютере. Распечатайте его. Полученный текст сверьте с оригиналом; исправьте ошибки.
Единство основных принципов описания произведений печати в каталогах и библиографических указателях и неуклонная тенденция ко все большему сближению этих описаний не исключает в то же время возможности некоторых различий между ними, связанных с разными задачами, стоящими перед библиографическим указателем и каталогом.
В карточном каталоге каждое описание помещается на отдельной карточке, поэтому воспринимается самостоятельно, изолированно от других описаний. В библиографическом указателе на одной странице помещается целый ряд описаний, которые воспринимаются не изолированно, а в комплексе. Если в каталоге читатель в поисках нужного ему издания вынужден перебирать карточки, то в библиографическом указателе он на каждой странице имеет перед глазами одновременно несколько описаний. Это позволяет составителям библиографических указателей решать две взаимосвязанные задачи: 1) обеспечить максимальную экономию места, занимаемого каждым описанием (что имеет весьма существенное значение, так как в конечном итоге приводит к уменьшению объема издания и снижению его себестоимости); 2) облегчить для читателя просмотр указателя, сделать описания более обозримыми.
Экономия места достигается в значительной мере и за счет того, что в библиографических указателях, в отличие от каталогов, как правило: 1) не применяется авторская строка; 2) не делаются абзацы и интервалы и все элементы описания, кроме спецификации, а в отдельных случаях и примечаний, даются в подбор, в виде сплошного текста; 3) вместо полного имени автора обычно указываются только инициалы; 4) не ставится запятая после фамилии автора (перед инициалами). Кроме того, в библиографических указателях обычно не повторяются в описании совпадающие сведения.
Упражнение 2. Проведите правку-сокращение текста. Постарайтесь обосновать свою позицию в каждом конкретном случае сокращения.
Председателю... В связи с общим направлением работы школ, что должно обеспечить качественное улучшение подготовки кадров и способствовать повышению общего уровня культуры населения, в школах вводятся предметы политехнического цикла для разностороннего производственного обучения учащихся. Для качественного обучения учащихся на уроках машиноведения и сельскохозяйственной практики в школах № 12 и № 74 не хватает необходимого оборудования. Эти школы полнокомплектные, обладают квалифицированными кадрами педагогов по всем предметам. Сейчас уроки по машиноведению в этих школах приходится вести главным образом по схемам, рисункам и графикам. Исходя из вышесказанного, просим вас дать указание о выделении вышеуказанным школам № 12 и № 74 (школы средние общеобразовательные, полнокомплектные) следующей техники на рабочем ходу, согласно достигнутой устной договоренности на конференции учителей района 25–27 августа этого года:
1. Грузовые автомашины – 2;
2. Тракторы «Беларусь» с прицепной техникой для обработки земли, культивации, сеяния и выполнения различных сельхозработ – 2 комплекта. О выделении указанной техники просим уведомить нас в кратчайшие сроки...
[Подписи]
Упражнение 3. Проведите правку-переделку текста.
Выписка
из решения общего собрания рабочих и служащих
Главволговятскстроя
Повестка дня
1. Об открытии новой фабрики-прачечной к Новому году – похвальном желании освободить наших женщин-тружениц от домашних хлопот.
Выступавшие отметили бойкое начало строительства нового комбината. Коллектив строителей седьмого треста в короткий срок возвели корпус. Наступила пора включаться в создание фабрики субподрядным организациям: это тресту № 12, Волгонефтехиммонтажу и др. Но руководители этих предприятий не спешат посылать на объект рабочих. Стройку лихорадит от нехватки бетона, раствора. В этом повинен трест № 14.
Собрание решило:
Обязать Волговятскстрой провести выездное совещание непосредственно на объекте в десятидневный срок и перейти от слов к делу, воздав всем виновным организациям по заслугам.
Упражнение 4. Проведите правку-обработку текста.
Главному врачу горсанэпидстанции...
...Утвержденным проектом застройки предзаводской территории завода предусматривается строительство трехэтажного здания профилактория (объект № 7 на генплане предзаводской территории), каковое строительство согласовано было с Госсанинспекцией и с главным архитектором города, о чем подлинные документы согласования находятся в филиале Резинпроекта.
В настоящее время Горсанэпидстанция не дает согласия на строительство вышеуказанного профилактория по мотивам недостаточных разрывов от производственных цехов по нормам санитарно-защитной зоны, предусмотренных для данного случая. Разъясняем, что расстояние от цеха синтетических смол (объект № 69) до месторасположения профилактория составляет
Отклонение от нормы вызвано требованием главного архитектора города по размещению профилактория напротив столовой (объект № 11). Оно особого значения не имеет, так как в рабочем проекте цеха фталевого ангидрида по сравнению с проектным заданием принята более совершенная технология с меньшими выделениями в окружающую атмосферу, по которой строится цех. Расстояния от ближайших цехов (объекты № 76 и 90) до профилактория соответствуют нормам санитарно-защитной зоны для лакокрасочных производств, т.е. более
Просим срочно согласовать чертежи привязки типового проекта профилактория на 208 мест и не чинить препятствий к началу строительства в IV квартале текущего года... [Подписи]