За годы независимости Украины проблема повышения конкурентоспособности стала проблемой номер один для национальной экономики и отечественных предприятий. Быть конкурентоспособным для предприятия означает функционировать на рынке, получать прибыль, выполнять фискально-социальные функции перед государством.
В украинских реалиях применения предприятиями тех или иных стратегических альтернатив относительно модели конкурентного поведения происходит в большинстве случаев интуитивно, без фундаментального теоретического основания и тщательного стратегического анализа. Поэтому эффективная деятельность и дальнейшее развитие отечественных предприятий невозможны без процесса научно-обоснованных мероприятий по разработке и реализации механизма управления конкурентоспособностью, направленного на повышение устойчивости, сохранение существующих и достижения новых конкурентных преимуществ, обеспечения устойчивости конкурентных позиций субъектов хозяйствования за счет постоянного балансирования их потенциала с требованиями среды.
Программа обеспечивает приобретение студентами системных знаний по теоретических и методических основах формирования, диалектики, оценки конкурентных преимуществ предприятия, а также управления его конкурентоспособностью.
Предметом дисциплины являются: современные концепции, методические подходы оценки конкурентоспособности предприятия и управления им.
Цель курса состоит в формировании у будущих специалистов компетентности относительно объективных закономерностей, механизмов и особенностей современной конкуренции и конкурентоспособности предприятия, а также приобретение ими практических навыков и умений анализа конкурентных преимуществ, диагностики уровня конкурентоспособности предприятия, разработки и реализации мероприятий по ее наращиванию.
Главной задачей курса является:
- усвоение студентами теоретических знаний концептуального уровня, конкретно-теоретического и практически-прикладного характера;
- обеспечение осознания студентами ключевой роли конкурентоспособности предприятия в определении его места на выживании предприятия в условиях конкуренции и достижении им успеха в конкурентной борьбе.
По свершении изучения курса «Конкурентоспособность предприятия» студент должен:
-- Знать:
- основные конкурентные преимущества конкретного предприятия и способы их достижения в реальной ситуации;
- общие и специфические факторы, определяющие уровень конкурентоспособности предприятия;
- нормативно-правовую базу регулирования конкуренции в Украине;
- теоретические и практические аспекты диагностики конкурентной позиции предприятия на рынке;
- ключевые методы и подходы к формированию конкурентных преимуществ предприятия;
- принципы формирования конкурентоспособности продукции;
- обоснование управленческих решений по обеспечению конкурентоспособности предприятия и его структурных подразделений;
- сущность концепции управления конкурентоспособностью предприятия;
- методы оценки социальной конкурентоспособности предприятия;
- сущность основных методов управления конкурентными преимуществами.
-- Уметь:
- осуществлять анализ позиции предприятия в конкурентной среде;
- определять источники конкурентных преимуществ на предприятии;
- идентифицировать все виды конкурентных преимуществ, которыми владеет предприятие, определить те, которые могут быть достигнутыми в будущем для повышения его конкурентоспособности;
- выполнять расчеты, связанные с оценкой уровня конкуренции в отрасли;
- определять масштабы конкурентной отраслевой среды предприятия и оценивать расстановку сил на рынке;
- применять методы SWOT, IAP, ZOTS, PIMS, Мак-Кинси для анализа конкурентных преимуществ;
- оценивать конкурентоспособность продукции, персонала, предприятия;
- обосновывать организационно-технические решения по повышение качества продукции и производительности производства;
- разрабатывать и реализовывать программы повышения конкурентоспособности предприятия;
- оценивать эффективность отдельных людей управления конкурентоспособностью предприятия.
Объективная необходимость теоретических знаний и практических навыков по обеспечению конкурентоспособности предприятия для будущих специалистов обусловлена особенностями современного состояния рынка, который характеризуется постоянным изменением внешнего спроса, наличием различных форм собственности, повышением неопределенности и рынка. В этих условиях для обеспечения выживания предприятия специалисты должны быть способными постоянно квалифицированно отслеживать ситуацию в конкурентной среде, адекватно оценивать ее и оперативно реагировать на все изменения с целью сохранения и укрепления позиций предприятия на рынке, обеспечивать его конкурентные преимущества.
Качественное и успешное усвоение программы курса «Конкурентоспособность предприятия» требует определенной базы знаний из таких нормативных дисциплин, как «Политическая экономия», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Международная экономика», «Экономика предприятия», «Менеджмент», «Маркетинг».
Если Вы изучаете курс «Конкурентоспособность предприятия» и Вам необходима помощь в подготовке контрольных и других видов работ обращайтесь в компанию ИЦ «KURSOVIKS». Коллектив опытных педагогов Вам с радостью поможет.