Обострение трансформационных противоречий под воздействием глобализационных и интеграционных процессов актуализировали необходимость формирования новой парадигмы общественного развития, в которой задача достижения количественного роста уступает место задаче обеспечения устойчивого эколого-социально-экономического развития в рамках мирового хозяйства. Цели и задачи парадигмы устойчивого развития наиболее эффективно могут быть реализованы в рамках стратегии корпоративной социальной ответственности (КСО), которая является добровольной инициативой организаций по соблюдению этических норм в сфере социального взаимодействия и принятия на себя ответственности за влияние на окружающую среду, партнеров, потребителей, работников, общества и тому подобное.
Стратегия корпоративной социальной ответственности организации базируется на учете экономических, правовых, этических ожиданий различных заинтересованных групп с целью повышения собственной конкурентоспособности на основе минимизации возможных конфликтов интересов и рисков. В таком контексте КСО выступает как миссия развития организации, может быть реализована как комплекс стратегических подходов, процедур и программ, которые интегрированы в процессы принятия управленческих решений на всех уровнях и отражают ответственность организации за результаты и будущие последствия ее деятельности.
Репутация отечественных компаний все больше зависит не только от их доходности, стоимости акций, качества продукции, но и от их активности в сфере корпоративной социальной ответственности. Поэтому отечественные компании все больше внимания уделяют вопросам устойчивого развития и интеграции социальной ответственности в общую стратегию развития.
Основой реализации стратегии КСО является взаимодействие между правительственными, деловыми и общественными структурами, эффективность которой определяется уровнем развития институционального обеспечения и формированием корпоративной социальной ответственности как личностного качества специалистов, принимающих решения.
Учебная дисциплина «Корпоративная социальная ответственность» должна познакомить будущих специалистов с общими закономерностями взаимодействия бизнеса и общества, с основами их использования в управлении организациями.
Актуальность изучения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» в Украине усиливается тем обстоятельством, что отечественная хозяйственная среда не прошла в своем историческом развитии необходимых этапов, которые в западном обществе привели к осознанию важности философии социальной ответственности. Вместе с тем, неэффективность большинства системообразующих институтов отечественной рыночной среды актуализирует потребность в формировании национальной модели корпоративной социальной ответственности в рамках триады «бизнес — власть — общество».
Предметом учебной дисциплины являются теоретико-методологические, организационно-экономические и практические аспекты формирования и развития корпоративной социальной ответственности.
Цель изучения учебной дисциплины заключается в формировании у студентов фундаментальных знаний теории и практики корпоративной социальной ответственности и соответствующих профессиональных компетенций.
Задачей дисциплины является изучение теоретических положений и практики взаимодействия государства, бизнеса, общества и человека в сфере корпоративной социальной ответственности как условия устойчивого развития общества.
Дисциплина изучается после дисциплин «Введение в специальность» и предшествует изучению учебных дисциплин «Коммуникации в управлении финансами», «Экономика предприятия», «Менеджмент», «Маркетинг».
Требования к знаниям и умениям:
а) знать: сущность, виды, категории, эволюцию, концепции, модели и уровни корпоративной социальной ответственности; особенности корпоративной социальной ответственности разных субъектов общественного развития; место корпоративной социальной ответственности в управлении организацией; нормативно-правовые основы развития корпоративной социальной ответственности; модели корпоративной социальной ответственности и становление различных типов корпоративной культуры; критерии, показатели и методику оценки корпоративной социальной ответственности; особенности проявления корпоративной социальной ответственности бизнеса в украинских реалиях; сущность социальных инвестиций как формы проявления корпоративной ответственности работодателей; сущность, составляющие и приоритеты развития корпоративной социально ответственной политики управления персоналом; экологические аспекты корпоративной социальной ответственности и их нормативно-правовое регулирование; сущность, структуру, требования и особенности международных стандартов социальной отчетности.
б) уметь: формировать механизм управления корпоративной социальной ответственностью; формировать эффективное взаимодействие работодателей с персоналом на принципах социальной ответственности; формировать отношения предприятия с внешними организациями на принципах корпоративной социальной ответственности; определять направления активизации индивидуальной и коллективной экологической ответственности; усиливать корпоративную социальную ответственность субъектов общественного развития через социальное партнерство; осуществлять мониторинг корпоративной социальной ответственности; оценивать эффективность корпоративной социальной ответственности; развивать корпоративную социальную ответственность как фактор повышения конкурентоспособности.
Если Вы изучаете курс «Корпоративная социальная ответственность» и Вам необходима помощь в подготовке контрольных и других видов работ обращайтесь в компанию ИЦ «KURSOVIKS». Коллектив опытных педагогов Вам с радостью поможет.