При исследовании проблем общественного развития чаще всего имеется в виду развитие социально-экономическое, которое неразрывно связывает между собой важнейшие аспекты жизни любого общества: социальный – характеризует уровень достижения целей, связанных с потреблением материальных и духовных благ, и экономический – описывает совокупность средств, способствующих реализации этих целей. Такое понимание социально-экономической сущности развития можно признать универсальным и неизменным независимо от интенсивности преобразовательных процессов. Однако универсальность и неизменность не снижают непреходящего интереса к содержанию «социального» и «экономического» в конкретных обстоятельствах места и времени.
Общественное развитие никогда и нигде не останавливается, оно неизбежно сопровождается трансформацией содержания социальных и экономических процессов, а также соотношением между ними.
Экономическому и социальному аспекту развития общества в целом и региона в частности посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых, среди которых можно назвать В. Гейца, И. Лукинова, В. Финагина, В. Симоненко, Н. Чумаченко, Ф. Броделя, Л. Эрхарда и др. Их работы закладывают теоретическую и практическую основу для анализа рассматриваемой проблемы.
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития регионов Украины является важной предпосылкой ее экономического роста, что обусловливает необходимость обеспечения условий и определения приоритетов стратегического планирования развития регионов с учетом их природно-ресурсного, экономического, научно-технического, трудового потенциала, а также особенностей специализации в производстве товаров и услуг. Регионы Украины в силу объективных и субъективных факторов развиваются неравномерно. В свою очередь, неравномерность регионального развития и уровня жизни населения создает предпосылки для социальной напряженности в обществе, угрожает территориальной целостности страны, сдерживает динамику социально-экономических показателей, замедляет рыночные преобразования и снижает их эффективность.
Для преодоления разбалансированности и диспропорций в развитии регионам нужны четко определенные, научно обоснованные социально-экономические приоритеты с учетом долгосрочных тенденций. Вопросы координации процессов регионального развития в Украине решались и продолжают и сейчас решаться на государственном уровне и обеспечиваются нормативно-законодательными актами.
На государственном уровне определены основные приоритеты стратегического планирования развития регионов, среди которых такие как:
- переориентация экономики регионов на инновационную модель развития;
- развитие человеческого потенциала;
- повышение инвестиционной привлекательности регионов и активизация инновационной активность в них;
- развитие производственной и социальной инфраструктуры;
- развитие и рост эффективности использования природно-ресурсного, экономического потенциала региона;
- повышение конкурентоспособности региона.
Для ускорения процессов реализации стратегических приоритетов, разработки и реализации стратегии социально-экономического развития регионам нужен научно обоснованный организационный механизм, который содержал бы процедуру разработки стратегии, раскрывал бы организационную и институциональную составляющие процесса стратегического планирования и реализации стратегии.
Целью преподавания дисциплины «Социально-экономическое развитие региона» является формирование у студентов специальных знаний об общих принципах, формах, методах управления региональными социо-экономическими системами; о закономерностях регионального развития социо-экономических систем.
Основными задачами изучения дисциплины является изучение общих положений и закономерностей управления региональным развитием социо- экономических систем.
Учебная дисциплина «Социально-экономическое развитие региона» является составляющей комплекса экономических дисциплин. К основным дисциплинам, обеспечивающим курс «Социально-экономическое развитие региона» относятся экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, экономика предприятия, региональная экономика, распределение производительных сил.
В результате изучения учебной дисциплины студент должен:
-- Знать:
- принципы формирования и использование финансовых ресурсов региона.
-- Уметь:
- осуществлять социально-экономический анализ развития региона;
- составлять прогнозы, планы и программы социально-экономического развития отдельных административных единиц Украины.
В результате освоения дисциплины студент должен решать следующие задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- участие в разработке и реализации программ социально-экономического развития региона;
- планирование программы социально-экономического развития региона.
Дисциплина «Социально-экономическое развитие региона» относится к части профессионального цикла образовательной программы экономиста.
Данная дисциплина связана с дисциплинами «Региональная экономика», «Экономическое планирование», в которых формулируются требования к входным знаниям, умениям и навыкам студента.
Итак, если Вам необходимо купить курсовую работу или статью из курса «Социально-экономическое развитие региона» обращайтесь в компанию ИЦ «KURSOVIKS».