Изучением главного и наиболее активного экономического ресурса – трудовых ресурсов и их функционирования (работы) занимается несколько отраслей науки и учебных курсов: социология и экономика труда, организация и нормирование труда, управление персоналом, рынок труда, физиология и психология труда, трудовое право и др.
Поэтому разграничение наук о рабочую силу и труд несколько условно, потому что трудовая деятельность является единой и целостной, вместе с тем многогранной. Хотя в целях всестороннего и глубокого изучения труда, необходимо различать науку о труде и учебные дисциплины о нем. Вместе с тем, для целостного восприятия трудовой деятельности, для обеспечения результативности исследований следует осуществлять принцип междисциплинарности.
В исследовании и изучении трудовых ресурсов нужно учесть два исходных методологических принципа:
Первый – методологический плюрализм. Поскольку трудовая деятельность многогранна, воплощает в себе различные социальные отношения между людьми, нужны разные подходы к их изучению. Сформировалась в последней трети ХХ века посткласическая наука исходит из того, что различные теории и концепции относительно правильно определяют отдельные стороны и свойства объекта познания. Они не противоречат, а дополняют друг друга. Взять, например, характеристику товара и его свойств трудовой теорией стоимости и теорией предельной полезности. Вместе с тем следует подчеркнуть, что в интересах плодотворного изучения в данном случае за исходную основу надо взять трудовую теорию. В освоении других категорий исходной базой может быть другая теория, например теория факторов производства.
Второй принцип - необходимость различения и использования цивилизационного и регионального-цивилизационного подходов к исследованию и изучению труда. С точки зрения первого подхода человечество, безусловно, развивается в постиндустриальном направлении. В развитых странах постиндустриальное общество стало реальностью, здесь основные материальные и культурные потребности большинства населения стабильно удовлетворяются. Важнейшей тенденцией производства и основной задачей системы образования является развитие личности, по словам А. Сены, расширение возможностей для выбора стиля жизни и свободы. Но с точки зрения регионально-цивилизационного подхода более 6/7 населения земного шара, за исключением отдельных островков в виде новых индустриальных стран находятся на индустриальной стадии или в условиях перехода к ней.
Объектом изучения дисциплины «Экономика труда и социально-трудовые отношения» исследования является трудоспособное население страны, региона и категории, характеризующие понятие «трудовые ресурсы (трудовой потенциал)».
Предметом изучения «Экономика труда и социально-трудовые отношения» является основное содержание воспроизводства трудовых ресурсов на всех его стадиях их формирования и развития, распределения и использования в целях повышения экономической и социальной эффективности труда.
Предмет изучения выступает конкретизацией его объекта.
Результаты обучения:
-- Знать:
- суть и значение категорий «труд», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «рынок труда»;
- сущность социально-трудовых отношений (СТО), систему СТО, ее структуру, принципы построения, уровни и типы СТО, основные закономерности формирования СТО в рыночных условиях;
- понятие и роль социальных гарантий и социальных стандартов;
- значение производительности труда, показатели и методы ее измерения;
- методы планирования трудовых показателей;
- политику доходов и оплаты труда;
- систему трудовых показателей;
- понятие уровня жизни населения и факторы, его определяющие;
- проблемы социальной защиты населения.
-- Уметь:
- проводить исследования в социально-трудовой сфере;
- определять и анализировать показатели эффективного использования трудового потенциала и интенсивности его движения;
- определять уровень занятости и безработицы, давать социально-экономическую оценку этим процессам.
-- Владеть навыками:
- использования методов нормирования затрат труда;
- расчета трудовых показателей и находить взаимосвязь между ними;
- выбирать рациональную форму и систему оплаты труда для работников;
- определять уровень и стоимость жизни, планировать его повышение;
- расчета трудовых показателей и методов их измерения;
- методов планирования трудовых показателей.
-- Способен продемонстрировать:
- прогнозирование изменений в уровнях занятости и безработицы;
- выявлять резервы роста производительности труда, снижение трудоемкости продукции, уменьшение затрат рабочего времени, экономии фонда заработной платы;
- анализировать трудовые показатели с целью повышения общей эффективности производства.
Итак, если Вам интересен предмет «Экономика труда и социально-трудовые отношения» и Вы его изучаете в университете, но по каким-то причинам не имеете возможности выполнить научные работы, обращайтесь в компанию ИЦ «KURSOVIKS».