Выпускник основной школы – это патриот Украины, который знает ее историю; носитель украинской культуры, который уважает культуру других народов; компетентный говорящий, что свободно общается на государственном языке, владеет одним или несколькими иностранными языками, желанием и способностью к самообразованию, проявляет активность и ответственность в общественной и личной жизни, способен к предприимчивости и инициативности, имеет представления о мироздании, бережно относится к природе, безопасно и целесообразно использует достижения науки и техники, придерживается здорового образа жизни.
Целью базового общего среднего образования является развитие и социализация личности учащихся, формирование у них национального самосознания, культуры, мировоззренческих ориентиров, навыков практического использования опыта, полученного с помощью чтения, осознание важности чтения как фактора собственного становления и социализации, экологического мышления и поведения, творческих способностей, исследовательских и жизнеобеспечивающих навыков, способности к саморазвитию и самообучению в условиях глобальных изменений и вызовов.
Украинская литература как учебный предмет и как искусство слова несет в себе мощный заряд духовной энергии, что способна влиять на человеческую личность, в частности на молодежь, которая учится. Именно литература как вид искусства способна через слово от поколения к поколению передавать общечеловеческие ценности, положительно влиять на формирование мировоззрения, интеллекта, творческих способностей личности, воспроизводить духовный мир человека. Литература как вид искусства помогает формировать, обогащать внутренний мир ученика, влияет на его сознание, развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Основной задачей преподавателя украинской литературы является воспитание национального самосознания, достойного чувства гражданина Украины, гордой принадлежности к своему роду, семье, к украинской нации.
«Украинская литература» как предмет должна выполнять эстетическую, познавательную и воспитательную функции. Ведь каждое произведение, предложенное программой, не только отражает определенную историческую действительность и человека в ней, его внутренний мир, а и должен воспитывать нового украинского человека, свободного, раскрепощенного в своем самовыражении, развитого духовно, морально, нравственно, эстетически.
Уроки украинской литературы в условиях демократического, восстановленного государства должны формировать оптимистичные, творческие настроения нового поколения, высокие черты благородства и рыцарства.
Анализ художественного произведения должен вызывать радость общения ученика с искусством, пробуждать патриотические чувства, формировать стойкие убеждения, развивать творческое самостоятельное мышление.
Задача преподавателя - вернуть утраченный престиж национальной литературы, избавиться от навязанного комплекса его неполноценности, воспитать активного, эстетически развитого и требовательного ее читателя. Педагог всеми средствами обучения должен убедить ученика, что украинская литература - самобытная и интересная, украинский язык - богатый и прекрасный, а украинский народ - талантливый народ.
Предложенный курс является системно-историческим. В нем учащиеся ознакомятся с основными тенденциями долголетнего развития национальной литературы. В список введены произведения, самые показательные для раскрытия творческой индивидуальности того или иного писателя.
Произведения для обзорного ознакомления, текстуального изучения, изучения наизусть и самостоятельной проработки указаны ориентировочно.
Преподавателю предоставляется право вносить изменения в распределение времени на изучение разделов или тем, обоснованно изменять последовательность их изучения, согласно своим методическим предпочтениям и опыта и в зависимости от уровня подготовленности учащихся.
Основными концептуальными факторами программы являются:
- воспитание человека нового времени, национально сознательного, высокообразованного, творческого, гуманного;
- воспитание эстетически развитого читателя украинской литературы, человека, способного повышать авторитет и престиж украинской литературы в общемировом контексте.
Программа построена на обзорном рассмотрении произведений выдающихся представителей различных культурологических эпох, стилей, течений и имеет рубрики:
- межлитературные связи;
- теория литературы;
- для изучения наизусть;
- для дополнительного чтения;
- рекомендуемая литература. Предлагаемая программа не является догмой, ее структура является открытой как для выбора преподавателем соответствующих текстов, так и их толкование. Преподаватель может менять местами произведения, предлагаемые для обязательного и дополнительного изучения. Так, например, вместо "Желтого князя" Василия Барки можно изучать "Марию" Уласа Самчука или "Старший боярин" Тодося Осьмачки.
Таким образом, бывает в жизни, когда нужно заказать курсовую работу или доклад по курсу «Украинская литература», но куда обратиться не знаешь. Тогда пиши в сервис ИЦ «KURSOVIKS». Команда профессионалов своего дела поможет тебе в этом.