За более чем вековой период своего развития методология (от греч. метод и логос – слово, понятие, учение) сформировалась в истории самостоятельную дисциплину и заняла определенное место в системе научного знания.
Исходя из значения термина "методология" как "пути исследования" можно сделать вывод, что целью дисциплины является изучение практических проблем исторического познания.
Учебная дисциплина «Методология исторических исследований» является составной частью дисциплин нормативного цикла основного блока учебной программы.
Цель: формирование у студентов системных знаний в области методологии исторических исследований и теоретическое обоснование инструментария исторического познания.
Задача:
- кратко осмыслить сущность методологии как универсального инструментария исторического познания;
- проанализировать основные методологические подходы к изучению истории в контексте деятельности мировых научных школ;
- выяснить сущность методологического синтеза и его значение как средства реализации принципов объективности и историзма;
- методологическую специфику историографического и источниковедческого исследования;
- проанализировать особенности структурного анализа и усвоить методологию структурирования исторического материала;
- овладеть методикой организации научной работы историка;
- приобрести знания и навыки философского осмысления исторического процесса.
Учебные результаты / достижения:
-- Знать:
- сущность методологии как науки и инструментария научного познания;
- достижения в сфере методологии мировых научных школ;
- сущность методологического синтеза как оптимального способа реализации исследовательских задач;
- специфику историографических и источниковедческих исследований;
- критерии определения темы, объекта и предмета, цели и задач, научной новизны и теоретико-методологических основ исторического исследования;
- сущность структурного анализа и требования к структуре исследования;
- этапы и методику организации научной работы историка;
- основы историософского анализа явлений и процессов.
-- Уметь:
- с учетом методологических требований выбрать тему исторического исследования;
- определить его цель и задачи, объект и предмет, теоретико-методологические основы исследования;
- предложить оптимальную структуру исторического исследования;
- выделите историографию исследуемой проблемы;
- логически выстроить сюжетные линии в научном тексте;
- выводы к разделам и работе в целом;
- философски осмыслить и обобщить исторический нарратив.
Данная дисциплина является одной из профессионально-ориентированных и должна дать необходимые знания по теоретическим вопросам исторического познания для студентов на уровне специалиста. Программа курса предусматривает изучение тем, освещающих возникновение и развитие теорий исторического процесса, этапы и методы исторического исследования, социальные функции исторического сознания. В рассмотрение включены четыре основных блока: история исторической теории от античности до наших дней, составляющие и этапы исторического познания, методы исторического познания, исторические знания и их функционирования в обществе.
Дисциплина призвана дать представление об особенностях формирования научно-исторических знаний и их социальную значимость, роль теорий и методов исторического познания, место историка и истории в культурных процессах своей эпохи. Внимание сосредоточено на показе сменности подходов к прошлому, взаимосвязи познавательной деятельности исследователя с ведущими научными и идейными течениями своего времени, взаимодействия истории с политикой, идеологией, культурой, ценностными ориентациями социума.
Расследованию теоретических принципов дисциплины посвятили свои труды: Льоренте Х.А., Лозинский С.Г., Григулевич И.Р. и др.
Таким образом, если кому-то необходимо заказать дипломную работу или презентацию из предмета «Методология исторических исследований», обращайтесь в компанию ИЦ «KURSOVIKS».