Образовательный курс «Уголовный процесс» учится студентами квалификации «Юриспруденция» и принадлежит к основной структуре специализированного направления.
Уголовный процесс как образовательный предмет знакомит студентов со сложной и многогранной деятельностью органов страны по рассмотрению и исследованию преступлений, уголовных дел. Сформирована на законе и проведена в обозначенном процессуальном порядке работа структур дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда направлена на:
1) защиту прав и законных интересов субъектов и учреждений, потерпевших от преступлений;
2) привлечение к уголовной ответственности субъектов, виновных в совершении преступных деяний;
3) совершение правосудия по уголовным вопросам.
Исследуемый курс Уголовный процесс – один из главных профессиональных предметов, который учится студентами высших юридических образовательный заведений.
Цель предмета «Уголовный процесс» - продемонстрировать студентам функции и место уголовного процесса для защиты прав и законных интересов субъектов и учреждений, которые потерпели от преступлений. Привить студентам умения к индивидуальному юридическому осмыслению рекомендованных законодательных источников.
Задачами овладения данного предмета есть:
- изучение студентами главных понятий уголовно-процессуального права;
- навыки распределять уголовно-процессуальное право со смежными сферами права (уголовным правом, уголовно-исполнительным и др.);
- обучение студентами способностями работы с уголовно-процессуальным законом;
- навыки внедрять усвоенные знания в обозначенных ситуациях.
Курс Уголовный процесс сформирован с лекций и практических уроков (семинаров). Лекции преподаются на базе существующего законодательства, внедрения изданных постановлений Пленума Верховного Суда и Конституционного Суда Украины, сравнительно-правового анализа с ранее существующим законодательством, и по мере потребности с законодательством западных стран (США, Англии, Франции, ФРГ).
Практические уроки совершаются в двух видах:
- рассмотрение теоретических проблем как в виде ответов на установленные педагогом вопросы, так и в виде научных сообщений;
- развязывание учебных задач, которые базируются на материалах установленных уголовных дел.
От студентов необходимо посещение лекций и семинарских уроков, обязательное участие в аттестационных экзаменах. Особо ценится активная деятельность на семинаре, а также численность контрольных работ и экзаменационных эссе.
Для успешной деятельности в семинаре студент должен прочитать обозначенную педагогом перед этим литературу и активно принимать участие в дебатах, уметь изъяснить основные положения прочитанных источников, предоставить им аргументированную оценку. Именно устные выступления студентов на семинаре есть важным критерием наивысшей экзаменационной оценки.
В состав наивысшей оценки входят такие компоненты в следующих составляющих:
- посещение лекций и деятельность на семинарах;
- исполнение за семестр письменных контрольных;
- творческая деятельность: мультимедийная презентация по теме предмета, перевод источника и устные выступления с анализом работы.
Свое внимание на развитии курса направляли такие ученые: Азаров Ю.И., Баулин А.В., Карпов Н.С., Поповченко А.И., Савицкий Д.А.
Итак, в период овладения предмета «Уголовный процесс» студенты удовлетворяют свои необходимости в интеллектуальном, культурном и моральном формировании, совершенствуют свои навыки к анализу и толкованию принципов правовой теории и законодательства, а также материалов следственной и судебной практики.