Масс-медийное право — область информационного права общественных отношений, связанных со средствами массовой информации (СМИ), средствами массовой коммуникации.
Предмет «Право издателя и редактора» принадлежит к циклу профессионально ориентированных курсов направления обучения «Издательское дело и редактирование» учебно-специализированного ранга «бакалавр».
Программа определяет количество знаний, которые должны освоить студенты соответственно к требованиям образовательно-специализированной особенности, алгоритма овладения образовательного материала курса «Право издателя и редактора», нужное методическое обеспечение, составляющие и технологию оценивания учебных достижений студентов.
Целью предмета есть овладение студентами фундаментальных знаний по теории государственного регулирования издательского дела, особенностей правоотношений и становление прикладных умений и навыков использовать усвоенные знания в обозначенной ситуации.
Важная задача курса основывается на систематизации и укреплении изученных знаний по правовой грамотности в деятельности издателя и редактора.
Задачами предмета Право издателя и редактора есть:
- обеспечить овладение студентами национального законодательства о издательском деле в целом и относительно к области авторского права прежде всего;
- обеспечить усвоение студентами знаний об организационно-правовых видах в издательском деле и их характеристики, основы работы участников издательского дела;
- проинформировать студентов о порядке внесения субъектов хозяйствования в Государственный реестр издателей;
- предоставить студентам важные знания о формы договоров в издательском деле и авторском праве, структуру таких договоров, их особенности заключения;
- обеспечить укрепление способностей индивидуального анализа законодательства и правоприменительной практики в этой отрасли права.
Право издателя и редактора основывается на предмете редакционно-издательского процесса, авторского права, использует понятие правоведения, логики, философии, и тому подобное.
Во время семинарских занятий, индивидуальной учебно-исследовательской и самостоятельной деятельности студенты приобретают навыки и способности:
Студент должен знать:
- порядок реализации и организационно-правовые виды деятельности участников правоотношений в издательском деле;
- особенности государственной политики;
- правовую структуру защиты национального книгоиздания;
- функции и полномочия институтов, которые совершают государственную политику;
- права и обязанности участников издательского дела;
- виды юридической ответственности за правонарушения;
- предмет, содержание, структуру издательского договора, а также особенности укладки различных видов издательских договоров;
- специфику авторского права в контексте соблюдения его положений в издательской работе.
Требования к умениям и знаниям студентов.
Студент должен уметь:
- грамотно использовать понятийно-категориальный аппарат, юридическую лексику и специальную терминологию курса;
- персонально проводить анализ законодательства и правоприменительную практику в этой сфере права;
- аргументировано определять свою правовую позицию с использованием ссылок на национальное законодательство и иные законодательные акты по издательскому делу;
- избегать нарушений авторского права в процессе дальнейшей профессиональной работы;
- оформлять издательские договоры.
Студент должен владеть способностями:
- законодательного анализа и уметь устанавливать пути решения определенных вопросов государственного регулирования правоотношений в издательском деле;
- владеть методикой оформления издательских договоров;
- от студента требуется хорошее владение теоретическим материалом, навыки использовать его при организации собственного издательства или в редакторской деятельности над авторским оригиналом.
Свое внимание становлению предмета Право издателя и редактора направляли такие ученые: Прохоров Е. П., Рихтер А. Г., Видело И.Л., Бударина Н.А.
Итак, курс «Право издателя и редактора (медиаправо)» имеет прикладной характер для студентов, ведь способствует обеспечению их важными знаниями в сфере СМИ.