Название науки «криминология» ведет свое начало от латинского «krimen» (преступление) и греческого «logos» (наука). То есть, криминология – это наука о преступлении. В данном случае термин «преступление» внедряется в собирательном смысле. Им обозначается не какое-то определенное преступление, а преступление как сущность значения. На данное время мы употребляем вместо него более ясный по смыслу термин – «преступность». Итак, более точный перевод термина «криминология» – это «наука о преступности».
Впервые термин «криминология» был использован антропологом Топинардом в 1879 г., а уже в 1890 г. в Риме прокурор кассационного суда барон Р. Гарофало опубликовал пособие под названием «Криминология».
В XX веке криминология доказала свою научную состоятельность и потребность как образовательная дисциплина.
Цель овладения предмета «Криминология» - формировать у студентов профильные основы научных знаний по образовательной дисциплине, раскрыть состояние и перспективы прогресса в обозначенной сфере криминологии. Дать студентам системное знание о состоянии и динамике преступности, как о тяжелом социально-экономическом и правовом явлении, что требует со стороны страны и всего общества адекватных и точных методов комплексного реагирования. Привить способности и умения давать криминологическую оценку разным социальным ситуациям прогнозировать разные криминальные ситуации. Овладение данного предмета ориентирует специалистов, учителей права на учебно-воспитательную, организационно-управленческую, правоохранительную и консультативную профессиональную работу, ее обучение дает возможность решению большинства типовых задач профессиональной подготовки.
В итоге обучения предмета студенты должны уметь:
- давать грамотную криминологическую оценку разных криминальных ситуаций на уровне микросреды (школа, семья, окружение и тому подобное);
- провести криминологическое обучение конкретных проявлений преступности на уровне микросреды;
- выделить и верно объяснить индивидуальные предпосылки, условия и причины преступления, а также уметь прогнозировать возможное криминальное поведение со стороны отдельных личностей;
- избегать, локализовывать и не создавать виктимологических ситуаций в своей профессиональной работе и за ее пределами;
- разработать план профилактики потенциальных криминальных ситуаций на уровне микросреды и при профессиональной потребности принять верное решение относительно его реализации;
- владеть: понятийным аппаратом в области криминологии и умениями внедрения криминологических знаний в своей профессиональной юридической и педагогической работе.
Образовательный курс предусматривает совершение лекционных занятий по всем изучаемыми темами и проведение семинарских занятий по более трудных и емких тем. Используются традиционные формы лекций, материал которых закрепляется на семинарах.
На лекциях даются положения теоретических знаний по предмету, исследуются более трудные вопросы.
На семинарах у студентов проверяется степень усвоения теории правовых систем. Семинар объединяет в себя сплошной опрос для проверки усвоения терминологии, практическую часть для привития навыков юриспруденции и теоретическую часть в виде дискуссии по проблемным вопросам.
Обучение курса предполагает также систематическую индивидуальную работу студентов. Система контроля включает опрос студентов на практических занятиях.
Следовательно, обучение курса «Криминологии» – нужная составная часть подготовки высокоопытных юристов.