Термин «статистика» (лат. «Status», нем. «Statistik, от итал. «Stato» - государство) может быть переведен на украинский язык как знание о состоянии или особенностях государственных дел.
Правовая статистика – сфера социальной статистики, которая обучает количественную особенность правовых явлений, прежде всего, преступлений и правонарушений, в тесной связи с их качественными чертами, а также итогов работы правоохранительных структур.
Первые попытки обозначить на базе статистических данных определенные особенности социальной жизни были совершены в XVII веке. в Англии – Дж. Граунтом и В. Петти. В первую чоередь, Вильям Петти в своих трудах обосновал использование способов, которые основываются на арифметических вычислениях, к овладению общественных явлений. Итоги своих расследований он назвал «политической арифметикой». В научное окружение понятие статистики было включено в XVIII веке. Основа научной статистики возложена трудами таких немецких ученых, как Г. Конринг и Г. Ахенваль.
Овладение предмета "Правовая статистика" сформировано таким образом, чтобы студенты на лекциях, семинарских уроках, а также в период индивидуальной подготовки могли освоить особенности теории статистической науки, ознакомиться с организацией статистической деятельности, видами документов первичного учета и статистической отчетности в правоохранительных структурах, усвоили способности статистического анализа социальных явлений.
Образовательная цель: становление у студентов теоретически и эмпирически обоснованных знаний о статистической науке. Рассмотреть понятие, предмет, методологию правовой статистики и использование ее достижений в ликвидации преступлений.
Воспитательная цель: увеличить уровень правовой культуры курсантов, привить специализированную ответственность и ощущение долга.
Развивающая цель: предоставление слушателям перспектив ознакомления на лекциях с инновационными научными и методическими достижениями в области правовой статистики.
Задание курса базируется на том, что «Правовая статистика» владеет главной ролью для формирования отдельных сфер права (уголовного, гражданского, административного и др.) и криминологии. Ни одна из указанных наук не может обойтись без статистических данных об общественно-правовых явлениях и процессах, без количественной оценки тех понятий и категорий, которые формируются и освещаются ими. Без внедрения понятий правовой статистики невозможно проводить оценку и совершенствовать работу правоохранительных структур и исполнять законотворческую деятельность.
Использование статистических способов исследования повышает поле зрения студентов и, кроме того, предоставляет помощь им лучше ориентироваться в характеристиках социально-экономического становления страны, их правовых структур, проводить оценку эффективность работы правоохранительных структур в борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Ведь без анализирования статистических данных каждая наука владеет только схоластическими умозаключениями на потребность каждой абстрактной концепции или политической ориентации.
Статистика – это рубеж, который объединяет теорию и практику социального познания. Поэтому чем больше в научных трудах внедряются итоги статистических исследований, тем лучшим будет наше знание действительности.
Важность правовой статистики устанавливается не только и даже не столько тем, что она как один из главных источников социальной информации о преступности, правонарушениях и иные правовые явления, есть обобщенным обозначением практики борьбы с вышеупомянутыми и вообще юридической практики, а тем, что, во-первых, статистика – это эффективное управление процессом противодействия преступности устанавливает существование высококачественной (научно-обоснованной, своевременной, достаточной, полной) информации, которая есть итогом регистрации, аргументации и тщательного овладения массива фактов о правонарушениях и способах борьбы с ними.
Общественные науки (социология, криминология, науки отдельных отраслей права и другие) устанавливают качество, материальную природу выученных явлений, а именно количественную их особенность дает статистика, прежде всего, правовая. Без использования данных статистики невозможно не только рассмотрение значения социальных процессов, но и эффективности сформированных страной систем, которые должны эти процессы контролировать.
В структурно-логической структуре образования законодательный предмет «Правовая статистика» обучается на этапе формировании специалистов учебно-специализированного ранга “бакалавр” после овладения ими курса «Криминология» и главных дисциплин профессионально-ориентированного цикла, когда будущие специалисты имеют достаточное знание об условиях их дальнейшей профессиональной работы. Это предоставляет перспективу преподавания курса «Правовой статистики» с учетом профессиональной ориентации студентов.
Итак, образовательная программа предмета «Правовая статистика» имеет в виду овладение общих проблем деятельности со статистической отчетностью с учетом характеристик подготовки бакалавров по определенному направлению подготовки и дальнейшей специализированной работы выпускников.
Образовательная программа курса «Правовая статистика» очерчивает лишь общие положения склада этого предмета, содержание установленных тем, главных общекультурных и профессиональных особенностей выпускников.