Методология современного правоведения — 1) в первом значении — наука о характеристиках, формах, методах научного изучения предмета теории государства и права. В этом значении методология теории государства и права представляет собой методическое изъяснение принципов и положений объективного овладения государственно-правовой действительности, а также логические способы и виды ее рассмотрения; 2) в широком — структура методологических основ, мировоззрение исследователя, а также созданная наукой система методов познания, юридических понятий и категорий.
Цель курса – формирование и развитие у студентов умений совершения научных исследований в области права; исследование креативного й и научной характеристик студентов; формирование методологии обозначенных научных исследований (магистерских диссертаций).
Задачами изучения курса «Методология современного правоведения» есть:
− анализ популярных теоретических положений в сфере гуманитарного знания;
− анализ актуальных методологических особенностей в области юриспруденции;
− овладение исторических методов и видов методологии государства и права;
− обозначение важных методологических характеристик исследованного методологического принципа;
− рассмотрение сегодняшних форм правопонимания и способы обоснования права;
− уяснение специфики методов познания в гуманитарной сфере вообще и в юриспруденции прежде всего.
По окончанию курса «Методология современного правоведения» студент должен:
- иметь знание о принципах зарождения международной и отечественной правовой науки вообще в целом и теоретико-правовой и историко-правовой науки, прежде всего, актуальные вопросы, которые требуют научного обоснования;
- выяснить значение категории «методология современного правоведения» на абстрактно-теоретическом и практическом этапах;
- исследовать особенность разработок в сфере теории и истории права и государства, учений о праве и государстве;
- обучиться устанавливать цели и задачи научного исследования, аргументировать ее популярность и научную новизну;
- овладеть методику выдвижения, обоснования и проверки научных гипотез;
- иметь знания об главных способах исследований, которые используются в юриспруденции (как общенаучные, так и частные);
- обучиться выбирать и внедрять методы, которые соответствуют содержанию, целям и задачам определенного исследования; обозначать целесообразность их использования в некотором случае;
- иметь навыки создавать и отстаивать индивидуальную научную позицию.
Изучение курса совершается на инновационных способах, которые имеют в виду взаимозависимость педагога со студентами в период обучения на базе принципов коллегиальности и сотрудничества. Тем самым в овладении предмета акцент перемещается в сторону семинаров, в процессе которых совершается согласование идей и мнений субъектов семинара, чтобы общими усилиями выйти на новый уровень исследования проблемы.
В период овладения курсом могут быть внедрены виды «круглого стола», дискуссии, ролевой и деловой игры, использоваться метод «мозгового штурма», может проводится образование на базе гипотетических дел и фабул («case-stady»), а также совершаться рефлексивный анализ того, что происходит в ходе обучения.
В период овладения предмета педагог совершает персонально с каждым студентом создание темы магистерских исследований, обозначая цели, задачи, способы исследований. В период семинаров студенты делятся знаниями и опытом формирования научных проблем, обучают способы научных исследований.
Трудность образования курса основывается на разрушении привитых у студентов знаний об учебном процессе, когда преподаватель «обрушивает» на студента огромную численность имеющихся у него знаний из той или иной области в форме информации, не думая о том, какая часть этой информации войдет в знания студента. Структура отечественного обучения устанавливает знания, в тот период как студент в процессе изучения должен владеть и навыками.
Таким образом, применительно к обозначенному курсу речь идет не только о том, как привить студентам информацию из области методологии права, даже не о том, какие формы и методы образования внедрять, чтобы информация, услышанная от педагога, перешла в знания учеников, а в гораздо большей мере о том, как вооружить студентов определенными умениями проведения правовых исследований, которые понадобятся им:
а) при создании магистерских диссертаций;
б) при совершении любого рода правовых исследований, как для научных, так и для практических потребностей (задача максимум). Определенно, студент, который проходит обучение в пределах обозначенного курса, может сам установить для себя планку, к достижению которой он идет.
Итак, данный предмет сформирован на исследование креативного научного потенциала студентов. В процессе овладения курса студенты не только имеют знание о трудной области методологии правоведения и знания о формах правовых исследований (как общенаучные, так и частные), но и эти знания внедрять, овладевая умениями исследовательской работы.