Соответственно с сегодняшними требованиями к специализированному обучению специалист должен быть готовым к рассмотрению нестандартных производственных задач, быть способным внести свой вклад в совершенствование той области работы, которую выберет в качестве специальности. Кроме того, высшая школа призвана создать гражданскую и научную позицию специалиста; жизненные ориентации, умение участвовать в жизненных обстоятельствах в качестве активной работающей силы и предоставлять на них позитивное влияние; навыки управлять своей жизнью и тем самым вкладывать свою лепту в социокультурное становление общества. В период получения специализированного обучения студент должен формироваться до уровня профессионально-зрелой особы.
Указанным требованиям отвечает курс «Профессиональная психология и конфликтология».
Цель предлагаемого курса обеспечить максимальную готовность дальнейшего специалиста к нестандартным проблемным ситуациям в профессиональной работе и персональной жизни.
Задачи предмета Профессиональная психология и конфликтология:
- обеспечить знание студентом соответствия своих персональных особенностей избранной специальности;
- научить студентов самокоррекции, самовоспитанию согласно выявленных недостатков;
- предоставить знание о профессиональном стрессе и мерах защиты от него;
- обучить технике бесконфликтного эффективного делового общения;
- обеспечить готовность будущих профессионалов к нестандартным профессиональным задачам.
Предмет «Профессиональная психология и конфликтология» принадлежит к курсам по выбору специализированного цикла.
Основными курсами для обучения данного предмета есть: психология, педагогика, философия, культурология, социология.
Процесс овладения курса направлен на становление таких общекультурных и профессиональных характеристик:
– владеть культурой мышления, быть готовым к аргументированию, анализу, восприятию информации, формулировке цели и выбору методов ее реализации;
– навыки выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профильного саморазвития и самосовершенствования;
– быть готовым к кооперации с коллегами, деятельности в коллективе;
– умение обустраивать свою жизнь соответственно с социально-важными знаниями о здоровом образе жизни;
– демонстрацией важности своей дальнейшей квалификации, стремлением к ответственному отношение к своей будущей трудовой работе;
– способность совершать свой труд, персонально оценить итоги своей работы;
– навыки персонально приобретать с помощью информационных технологий и внедрять в практической работе новые знания и умения, в том числе в новых сферах знаний, в том числе не связанных со сферой работы.
В период овладения предмета «Профессиональная психология и конфликтология» предполагается создание у студента целостного знания о предмете, цели, задачи, структуре курса. В итоге студент должен знать:
– принципы психологии и педагогики специализированной работы;
– особенности делового общения и менеджмента;
– приемы самозащиты в стрессовых ситуациях;
– формы самовоспитания и самокоррекции.
В итоге овладения данного предмета Профессиональная психология и конфликтология студенты должны овладеть навыками:
– совершать самодиагностику профессионально важных персональных особенностей;
– анализировать итоги самодиагностики;
– планировать и осуществлять самовоспитание и самокоррекцию;
– выполнять антистрессовые программы и упражнения.
В итоге обучения предмета Профессиональная психология и конфликтология студенты должны иметь практический опыт:
– рассмотрение нестандартных специализированных задач;
– анализа и рассмотрения конфликтных ситуаций;
– защиты себя от стрессовых факторов;
– самосовершенствование в профессиональном и личностном плане.
Свое внимание становлению предмету уделяли такие ученые: Крысько В.Г., Климов Е.А., Донцов И.А.
Итак, знания и способности, которые получат студенты при обучении предмета Профессиональная психология и конфликтология, нацеленные на практическое использование при овладении курса специализированного цикла.