«Философия права» – трудный теоретический предмет. Его абстрактная особенность и с мировоззренчески-аксиологическим вектором сложно коррелирует с догматическим, формально-логическим (позитивистским) мышлением студентов – дальнейших правоведов.
Философия права как образовательный курс должен удовлетворить ряд дидактических задач – не только передачу студенту, слушателю обозначенной суммы знаний, но и формирование умений и способностей действовать с правовой информацией, адекватно совершать оценку правовых фактов и явлений, совершать верный прогноз их становления и влияния на социальную действительность и наоборот – оценивать и обозначать влияние социальной действительности на правовое регулирование, правотворчество, правоприменительную работу и т.п.
В период изучения права должен быть развязан ряд гносеологических задач. Студент или слушатель должны понять суть и идею права, его место в становлении свободы и мировоззрения лица, доктрины, парадигмы и истины в праве.
Особенности курса Философия права обозначают некоторые методические приемы. Одним из способов активизации креативного мышления студентов есть самостоятельные задания.
Творческие индивидуальные задания в предмете «Философия права» направлены не на развязывание конкретной задачи, однозначный ответ на сформированный вопрос, но на рассуждения, размышления, сопоставления позиций, точек зрения.
Индивидуальность реализуется здесь в субъективном, личностном подходе к проблеме. Студентам задается такая образовательная установка: «Не ищите готовых ответов, попробуйте выразить свой взгляд и аргументировать его: во-первых, своими знаниями права, во-вторых, своим персональным опытом». Педагогическая практика дает возможность показать, что знание, усвоенное через субъективный опыт (пусть даже идеально, теоретически) надежнее ассимилируются в сознании.
Использование индивидуальных креативных заданий имеет разнообразную особенность и методические технологии (от индивидуальных исследовательских проектов, эссе на одну из тем, на выбор до конкретных вопросов-упражнений).
Часть вопросов-упражнений представлена в методических рекомендациях по предмету «Философия права». Студенты могут ознакомиться с ними заранее, чтобы знать, что их ожидает на семинарских уроках и на зачете.
Педагогический опыт позволяет дать следующую типологию вопросов-упражнений. Каждый тип упражнений направлен на решение конкретной учебной задачи.
Философия права, как каждая иная сфера философского знания есть по своему значению наукой без границ, интернациональным, космополитическим, мировой или вселенской глобальной ролью. Но вклад в нее хотя есть национальным, формируется она на обозначенной национальной почве конкретными учеными, представителями определенной нации или народа.
Главным есть рассмотрение философии права как мировоззрения, что позволит создать структуру принципов, взглядов, ценностей, убеждений, которые обеспечат понимание и отношение к правовой действительности, роли места и значения права в мире, правовых позиций людей и общественных групп и т.п.
Основой философии права как образовательного курса есть уровень ее становления, школы, которые сложились и уровень профессионализма профессионалов, которые готовы идти в аудиторию.
В период овладения «Философии права» магистры должны усвоить философско-теоретические знания в сфере философии права, осмыслить и знать соотношение понятий «сущее» и «должное», обозначить для себя те особенные черты, которые определяют природу такого понятия как право, определить причины и источники становления, зарождения и формирования права.
Итак, предмет «Философии права» будет помогать увеличению ранга философской культуры будущих профессионалов, их персонального становления и, следовательно, формированию предпосылок для успешной научной работы в сфере юридических наук.