Распечатать страницу

Употребление эпонимов, как учебная дисциплина

Терминосистема современного украинского языка является мощной лингвистической базой, на основе которой формируются, укрепляются и функционируют все сферы научно-профессиональной деятельности.

Употребление эпонимов как учебная дисциплина - это система знаний о происхождении, значение и особенности употребления эпонимов.

Эпонимы - это термины, в состав которых входят фамилии известных ученых, исследователей, врачей, первооткрывателей.

Употребление-эпонимов

Название происходит от греческого epōnumos - имя.

Существуют и другие определения понятия эпоним:

- имя, название места, которое происходит от имени реального или мифического человека, как, например, название Константинополя происходит от имени императора Константина I;

- имя человека, от которого происходит название: например, в средние века, «Брут», как думали, эпоним «Британии».

Объектом учебной дисциплины Употребление эпонимов выступают - терминологические единицы образованные на основе собственных имен.

Предметом - является статус, особенности функционирования и применения, когнитивный потенциал эпонимов.

Цель курса Употребление эпонимов - ознакомить студентов с употреблением терминов эпонимов в терминосистеме, способами их формирования.

Задачи курса Употребление эпонимов:

- показать статус эпонимической терминологической единицы как особого когнитивного комплекса в языковой картине мира;

- показать специфику основных понятий, отражающих термины-эпонимы;

- ознакомить студентов с основным отраслями, в которых встречаются эпонимы;

- изучить эволюционные изменения компонентов термина, эпонимической лексики;

- ознакомить студентов с структурно-типологическими и графическими особенностями эпонимов;

- установить источники имен и доказать важность влияния имен на значение и функционирования терминологической единицы.

Исследованием эпонимов в лингвистике занимались Д. С. Лотте, А. В. Суперанская, А. В. Данильченко, Г. И. Боженар, Б. П. Михайлишин, Ю. А. Карпенко и др.

Эпонимы употребляют давно и постоянно. Чаще всего они встречаются в медицине. Авторские названия охватывают широкий спектр анатомических образований от важнейших узловых к менее важным для практической медицины. Специалисты применяют термины-эпонимы, что способствует их профессиональному становлению, повышает интеллектуальный уровень медика, ведь в эпоним - часть истории, культуры, они создавалась, начиная с древнейших времен большими сподвижниками медицинской отрасли знаний к настоящему времени. Эпонимические термины функционируют во всех микросистемах медицинских терминов.

эпонимы

В состав медицинских терминов чаще входят названия реальных лиц: метод Фика (нем. А. Фик), методика пальпации Образцова-Стражеско (рус.-укр. В. Образцов и Н. Стражеско) и изредка ирреальных (агионимо-библейские имена и имена святых): Антонов огонь "заражение крови» (Антоний-святой); Адамово яблоко «Болезнь гортани»; Атропинового кома «болезнь» (Атропа - богиня смерти), танатофобия «страх смерти» (Танатос - бог смерти), венерические заболевания (Венера - богиня весны, садов, любви).

Реальные компоненты эпонимических названий составляют 81%, а ирреальные - 19%.

Эпонимичные названия представляют значительный по объему сегмент в системе научной терминологии, хотя они не содержат классификационных признаков. Самой распространенной является епонимичная номинация болезней, минимальную группу составляют процессы лечения и медицинские препараты. Мотивы номинации медицинских терминов собственными названиями - это стремление увековечить автора открытия или регион массового распространения болезни и первую территорию ее обнаружения, охватывающих национальные и мировые ареалы.

Эпонимы в составе терминологии не потеряли своей актуальности, что побуждает к дальнейшему их научному изысканию.

Таким образом, изучение дисциплины Употребление эпонимов является важным для понимания происхождения современных терминов. Изучение эпонимических терминов способствует раскрытию эволюции клинических дисциплин, диагностического процесса мышления, а также формированию терминологической компетенции у студентов, овладению ими языка специальности.



Категории статей