До недавнего времени вопросу языкового образования студентов негуманитарных специальностей не уделялось достаточного и должного внимания. Единственным учебным курсом, в рамках которого могла бы проводиться планомерная и целенаправленная работа над развитием речевых умений и навыков студентов, была «Деловая украинская речь». Однако содержание и структура этой учебной дисциплины акцентировали внимание в первую очередь на официально-деловом, преимущественно письменном, стиле. Целью этого курса было ознакомление студентов с основами и принципами делопроизводства.
Курс «Культура научной речи» является логическим продолжением дисциплины «Украинский язык (по профессиональному направлению)». Следующим шагом к решению проблемы повышения речевой компетенции студентов негуманитарных высших учебных заведений стало внедрение учебных дисциплин «Русский язык» и «Культура научной речи», содержанием которых предусмотрено углубление знаний по украинскому языку, полученных в школе или другом учебном заведении, знакомство с профильными терминосистемами, работа с разностилевыми текстами и освоения принципов работы с информацией, дальнейшее развитие навыков создания научных текстов различных жанров, совершенствование речевых навыков и повышения культуры речи.
Цель курса «Культура научной речи» для студентов негуманитарных специальностей – изучение, систематизация и закрепление теоретических и практических знаний по специфике украинского научного языка, научной терминологии как основы языка науки и стилистики научных документов; формирование высокого уровня языковой компетентности в научной сфере коммуникации; повышение общекультурной личности.
Главной задачей курса является изучение закономерностей развития науки, понимание научно-исследовательской деятельности студентов, молодых ученых и соискателей ученой степени как единой системы, что обеспечивает целостность научной деятельности; выработка навыков правильного использования различных языковых средств в научной речи, воспроизведения и создания текстов научного стиля; формирование умения правильно и логично излагать свои мнения в научной коммуникации; формирование языковой компетенции, что интегрирует национальный и культурный компоненты.
Объект изучения дисциплины – научная речь (научные тексты), предмет – языково-жанровые особенности научного стиля, этические нормы научного общения.
Результаты овладения дисциплиной дают возможность студентам:
– углубить знания о научном стиле в целом и каждого (прежде всего украинского) языка в частности;
– расширить представление о научном языке, главные категории, свойства, структуру, языковые средства научного текста, основы мастерства научного выступления, выработать потребность в нормативном употреблении языковых средств научного стиля;
– освоить технологии работы с научным текстом, развивать умения и навыки стилистического анализа научного текста;
– формировать стилистическую компетенцию;
– воспитывать языковой вкус и языковое чутье, критическое отношение к ненормативному произношению;
– аргументировано, опираясь на словари и речевые образцы, оценивать научные речи в различных коммуникативных ситуациях относительно соблюдения норм литературного языка;
– использовать основные средства кодификации (словари, справочники), создавать нормативные научные тексты по специальности, писать отзывы и рецензии на научные работы, правильно употреблять и оформлять цитаты;
– редактировать научные тексты разных жанров;
– управлять аудиторией, пользуясь вербальными и невербальными приемами презентации научной направленности, в т. ч. электронной, применять методы языкового оформления.
Мотивированное использование типичных задач в учебном процессе в течение семестра способствует качественному закреплению на практике полученных теоретических знаний по курсу, определению степени объемов изученного. Они выполняют учебно-контрольную, тренировочную, корректирующую функции, в комплексе с другими учебными средствами способствуют утверждению дифференцированного подхода к каждому студенту, индивидуализации обучения (правописные тренинги, лексические и грамматические задания). Такими типовыми задачами в процессе изучение дисциплины «Культура научной речи» является:
1) творческая работа (написание научного эссе);
2) составление словаря научных терминов по профессиональному направлению;
3) комплексный анализ профессионального текста по ориентировочной стилистической программе.
Специальное изучение научной речи в украинском и российском языкознании началось в 60-е годы ХХ века. Первые труды (Г. Кожиной, А. Коваль, А. Васильевой, М. Котюровой и др.) подавали определения специфики научного стиля, выявление экстралингвистических факторов, которые влияют на формирование научных текстов и их стилевых признаков, содержали исследования проблем речевой системности научного стиля, типов научного текста (В. Лаптева, А. Сиротина, Н. Сенкевич и др.), понятие «культура языка» (А. Коваль, Н. Желтобрюх, А. Пилинский).
В исследованиях 70-90-х годов ХХ века рассматривали проблемы письменной и устной форм научной речи, его диалогичности, экспрессивности (Н. Милованова, Н. Кожина, Т. Михайлюк, Л. Славгородская), композиции и связности, интертекстуальности научного текста (Н. Котюрова, Н. Данилевская), понятие «языковая норма» (А. Пилинский, С. Ермоленко, Н. Желтобрюх).
Итак, если вы студент и необходимо выполнить научную работу, купить дипломную работу или реферат из курса «Культура научной речи», а времени вовсе нет, обращайтесь в компанию ИЦ «KURSOVIKS». Мы с удовольствием предоставим Вам помощь.