Проблема повышения безопасности жизнедеятельности человека является одной из важнейших и приоритетных в Украине. Ведь риск возникновения различного рода опасностей на территории Украины остается чрезвычайно высоким, особенно в связи с ситуацией на Востоке страны.
Безопасность жизнедеятельности является интегрированной дисциплиной, базисом которой является достижения фундаментальных наук.
БЖД как учебная дисциплина - это совокупность знаний о безопасном поведении и существование в окружающей среде.
Объектом Безопасности жизнедеятельности - безопасность человека.
Предмет - причины и закономерности появления опасностей, их влияние на человека, содержание и основные принципы обеспечения высокого уровня жизнедеятельности человека.
Цель предмету Безопасности жизнедеятельности: ознакомить студентов с основами безопасного поведения в социуме, предупредить возможные чрезвычайные ситуации; воспитывать культуру безопасного поведения и приоритетного отношения к жизни и здоровью.
В результате изучения курса Безопасность жизнедеятельности студенты должны усвоить правила здорового образа жизни и поведения человека как члена общества, умение создавать безопасные и комфортные условия жизнедеятельности.
Задачи курса Безопасность жизнедеятельности:
- рассмотреть общие проблемы безопасности и экологии;
- выяснить эргономичные проблемы БЖД;
- изучить опасности, угрожающие человеку в повседневной жизни (дома, на работе, на отдыхе), при чрезвычайных ситуациях (ЧС, аварии, техногенные и природные катастрофы);
- освоить методы защиты и их предотвращения;
- привить студентам навыки предосторожности и взаимопомощи при опасных ситуациях.
БЖД тесно связана со многими другими дисциплинами. Среди них:
- Гуманитарные (теология, философия, лингвистика).
- Инженерные науки (инженерное дело, сопротивление материалов, электроника).
- Науки о человеке (эргономика, психология, педагогика, медицина).
- Естественные (математика, химия, физика, биология).
- Обществоведческие науки (право, экономика, социология).
Учебный курс состоит из четырех разделов («Правила дорожного движения», «Правила пожарной безопасности», «Охрана от чрезвычайных ситуаций», «Охрана жизни и здоровья») и построенный на основе следующих принципов: полицентризм, сочетание психологического и культурологического сопровождения, систематичность.
Исследователи дисциплины Безопасность жизнедеятельности: Одум, В. Маршалл (американские ученые), К. Сытник, М. Голубец, Ю. Шеляг-Сосенка (украинцы) и др.
Итак, проблема сохранения и повышения жизнедеятельности человека имеет общий характер, часто причиной различных опасностей является неправильное поведение самого человека, поэтому изучение курса Безопасность жизнедеятельности имеет важное значение. Каждый человек должен сделать свой вклад в решение проблем, связанных с безопасностью существования человека в окружающей среде ради будущего и настоящего человечества.