Теория и методика трудового обучения как учебная дисциплина
В послевоенные годы внимание общественности нашей страны вновь привлекается к проблемам трудового обучения в средней школе. В учебный план средней школы в 1954 г. было включено трудовое обучение как одно из средств всестороннего развития подрастающего поколения. На Украине сразу же после этого начали изучать возможности сочетания общего среднего образования в старших классах с профессиональной подготовкой. Сегодня в Украине, как и во всем мире, содержание образования состоит из двух частей: инвариантной и вариантной. Практикой доказано, что сочетание обучения с продуктивным трудом необходимо для воспитания всесторонне развитого человека. Сама идея совмещения обучения с производительным трудом не была новой. Она встречается в произведениях Томаса Мора, Шарля Фурье, Роберта Оуэна. Прогрессивные мыслители средневековья, понимая необходимость обеспечения подрастающему поколению свободного выбора профессии, считали возможным достижение цели ознакомлением учащихся со многими профессиями. Физиологи же доказывают, что наиболее эффективная разгрузка детского организма от умственной усталости происходит при переходе к физическому труду. Именно такую переориентацию обеспечивает трудовое обучение, в котором до 80% учебного времени занимают различные виды практической работы. Благодаря опоре на творческий продуктивный труд трудовое обучение положительно влияет также на интеллектуальное и духовное развитие детей. С точки зрения теории деятельности, особенностью трудового обучения является тесное сочетание обучения с производительным трудом. Все знания, которые получают ученики, сразу же находят применение, а вся практическая деятельность является общественно полезной. Обучение, при котором теория связывается с производительным трудом, имеет качественно иную общеобразовательную и воспитательную ценность. При значительной экономии времени и усилий, помимо самого овладения знаниями и умениями, такая связь обеспечивает расширение и закрепление знаний, подтверждает их целесообразность, обеспечивает понимание значения для потребностей человека. Другой особенностью практической деятельности школьников в трудовом обучении является его продуктивный, а не тренировочный характер. Это положительно влияет на мотивационную основу обучения, позволяет привлекать к активной деятельности всех без исключения учащихся. Наконец, следует учесть, что познавательно-практическая деятельность учащихся в трудовом обучении основывается на тесной связи с основами наук. Это способствует развитию интереса детей к изучению других школьных предметов, а значит и решению общеобразовательных задач школы. Особенностью современного урока трудового обучения является обучение учащихся не только конкретным трудовым операциям, но и подготовка их к жизни, формирование таких ценностей личности, которые помогут стать успешным в выборе своего жизненного пути. Так, проектная деятельность, в связи с этим, дает возможность учителю приобщить учеников к самостоятельному выбору того или иного решения задачи, решать задачи с несколькими правильными решениями, проводить поиск информации, реализовать приобретенные знания по основам наук на практике и тому подобное. При построении процесса трудового обучения многие вопросы методике приходится решать самостоятельно. Часто при оценке результатов труда учащихся учитываются такие факторы, которые для других школьных предметов не являются существенными, в частности это: соблюдение правил техники безопасности, организация рабочего места, правильность выполнения трудовых приемов и др. Основой изучения содержания программ трудового обучения сегодня является проектный метод обучения. Применение проектного метода обучения дает возможность уделить особое внимание развитию у учащихся творческого и критического мышления, умение обрабатывать информационные источники, работать с различными видами проектно-технологической документации; формировать у учащихся навыки проектной деятельности, умение осуществлять анализ и оценку технологических объектов, сознательно выбирать те или иные технологические процессы, трудовые приемы, инструменты, оборудование и прочее. Учащиеся должны выбрать объект технологической деятельности, который имеет практическое применение; обосновать свой выбор; ознакомиться с подобными изделиями на основе различных информационных источников, проанализировать их, указать их преимущества и недостатки; создать эскиз будущего собственного изделия, выполнить художественное конструирование, техническое конструирование; подобрать материалы; определить последовательность технологических операций; подобрать инструменты, оборудование; изготовить изделие; проанализировать и оценить процесс и результат труда; рассчитать себестоимость изделия; выполнить несложные маркетинговые исследования; оформить объяснительную записку. Все это требует от учителя трудового обучения глубоких знаний в сфере методики преподавания предмета. Теория и методика трудового обучения, как дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности как наука и учебная дисциплина обеспечивает подготовку учителей технологий, профильного обучения и чертежи к реализации государственных стандартов содержания образовательной отрасли «Технология» в общеобразовательных учебных заведениях. Программа курса «Теория и методика трудового обучения» включает овладение общими и новейшими методами преподавания предмета с опорой на усвоение теоретических и практических знаний и умений о наиболее распространенные материалы, их свойства, технологию производства и обработки; обучение студентов практическому применению простейших инструментов и приспособлений для ручной обработки различных материалов, соблюдение правил безопасного труда и гигиены; формирование практических умений в предметно – конструкторской и конструктивно – художественной деятельности на основе навыков самостоятельного планирования последовательности трудовых действий; ознакомление с приемами художественного конструирования изделий и выполнения техник декоративно – прикладного характера; овладение основами эстетики и культуры труда, элементами дизайна. В курсе «Теория и методика трудового обучения» раскрывается методологические основы трудового обучения, формы и методы преподавания предмета, рассматриваются современные формы и методы организации учебного процесса на уроках трудового обучения и художественного труда на основе знаний о анатомо-физиологические основы высшей нервной деятельности и развития детей младшего школьного возраста, гигиенических требований по организации учебно-воспитательного процесса. Цель курса - формирование творческой личности будущего учителя начальной школы, который определяется высоким уровнем мастерства, художественной культуры, обладающая системой политехнических знаний и методикой творческого поиска. Основными задачами изучения дисциплины «Теория и методика трудового обучения» является: - владение методикой преподавания трудового обучения в начальной общеобразовательной школе с опорой на усвоение теоретических практических знаний и умений; - ознакомление с приемами технического и художественного конструирования изделий, моделей, макетов; - воспитание творческого отношения к труду, уважения к традициям украинского народа; - обучение студентов практическому применению материалов и инструментов при изготовлении учебных объектов труда; - соблюдение правил безопасности и культуры труда на рабочем месте. Методика трудового обучения, как и другие частичные методики, раскрывается в содержании положений педагогики, в основном дидактики, новых научных исследований психологов, педагогов-методистов. Методика трудового обучения помогает учителям подходить к учебно-трудовому процессу с правильных научных позиций, способствует успешным поискам наиболее рациональных путей в развитии творческой личности ребенка, повышает уровень общепедагогической и методической подготовки в целом. Методика трудового обучения имеет тесную связь с педагогической психологией и психологией труда. Знание психологии помогает учителю осуществлять психологическую подготовку к труду: формировать у детей сознательное отношение к ней, развивать психические компоненты труда. Методика трудового обучения имеет свои корни в таких науках, как анатомия и физиология, школьная гигиена. Над созданием ключевых положений предмета работали: Ярмоленко П.А., Хорунжий В.И., Черника Г.П., Цейтлин Н.Е., Демидова А.Л. и др. Когда приходит время изучения предмета «Теория и методика трудового обучения» и Вам необходима помощь в подготовке дипломных и других видов работ, обращайтесь в компанию ИЦ «KURSOVIKS». С уважением ИЦ «KURSOVIKS»! |
Категории статей
|