Деревообработка у славян существовала спокон веков. Еще с первобытнообщинного строя почти все орудия труда и вещи домашнего обихода, изготовленные из дерева, красиво украшались резьбой. О разнообразии изделий из дерева, украшения их резьбой упоминается в летописях, народных преданиях и устном народном творчестве.
Целые стены языческих святынь были покрыты резьбой по дереву, а подробные описания славянских божков и других памятников доказывают отчетливо, что резьба у славян была очень распространенной.
Вырезанными узорами красиво украшались не только дворцы вельмож и магнатов, но и жилища простых тружеников-крестьян, мещан, ремесленников. Резьбой украшали отдельные архитектурные детали зданий – балконы, фронтоны, карнизы, наличники и ставни; некоторые части внутреннего оборудования комнат – балки, косяки, двери; изделия домашнего обихода –полки, лавки, сундуки, столы, стулья, шкафы; орудия труда – ткацкие станки, прялки, гребни, веретена, обозы, телеги, ярма; различные вещи домашнего обихода – ведра, коромысла, хлебные блюда, подносы, ложки, миски, ковшики и много других вещей.
Начала резьбы на Гуцульщине в далеком прошлом. И хотя вещей, происходящих из времени до XVII века не сохранилось, можно составить представление о вырезание по дереву как способ отражения мировоззренческих и эстетических представлений людей того периода на основании аналогий с другими традиционными в этом крае видами народного искусства.
Гуцульщина была тем благодатным краем, в котором зародились и развивались различные народные промыслы. Этому способствовало достаточное количество ценных пород деревьев: явор, орех, бук; и оленьи рога, и резные камни и металл. Резьба по дереву была любимым занятием пастухов. Проводя все лето на лугах, возле леса, они с удовольствием изготавливали и ручку дня кнута, и палку, рахву для масла, фирмак для изготовления молочных продуктов.
Трудно переоценить наследие, полученное от наших предшественников в области деревообработки. В ней заложена многовековая народная мудрость, наблюдательность, мнение.
Гуцульская резьба за весь период своего развития принесла славу своему краю прекрасными изделиями, художественными произведениями талантливых мастеров, пополнила казну украинского народного искусства. Эти произведения заняли свое почетное место не только в музеях Украины, но и многих странах мира.
На сегодня существует много проблем в развитии народной традиции резьбы по дереву, ее возрождение и внедрение в изготовление уникальных предметов.
Народное художественное творчество во всех его проявлениях всегда было и будет почвой для общения поколений, том неисчерпаемым кладезем, откуда идут истоки профессионального искусства. Лучшие произведения народных мастеров поражают совершенством, простотой и лаконичностью, служат прекрасным образцом использования привычных, распространенных материалов.
Поэтому основной целью современных художников-мастеров декоративно-прикладного искусства является изучение и усвоение достижений прошлых поколений, творческое переосмысление традиционных принципов народного искусства, новая интерпретация устоявшихся форм, систем декорирования, использования пластических и декоративных качеств материала.
Безусловно, все выше сказанное касается и такой распространенной отрасли народного декоративно-прикладного искусства, как художественная резьба по дереву была и остается одной из главных форм народного творчества и профессиональной подготовки специалистов в этнографическом регионе Украины, – Гуцульщины.
Цели обучения - усвоение полного курса раздела «токарное дело», что обеспечивает формирование художественно-профессиональной грамоты и мастерства художника-специалиста по специализации художественные изделия из дерева, который должен уметь:
1. В совершенстве пользоваться инструментом, принадлежностями, техническим и технологическим оборудованием, визуальной и видео-техникой для выполнения технических рисунков, шаблонов и тому подобное.
2. Практически выполнять отдельные операции и способы креплений деталей на токарном станке.
3. Квалифицированно исполнять произведения декоративно-прикладного, (прикладного) искусства, передавая выразительные средства композиции синтезом техник токарного дела для раскрытия содержания произведения (замысла), семантики, символики и тому подобное.
4. Создавать проекты на основе соответствующего источника творчества, использовать классическое наследие народного искусства на базисной основе современных тенденций.
5. Практическими квалифицированными действиями коренным образом улучшать художественно-эстетические качества изделий декоративно-прикладного (прикладного) искусства, вкладывая в них национальную форму, содержание, традиции. Творить национальную культуру, обогащать национальную духовность.
Знать:
1. Основные направления развития декоративно-прикладного искусства.
2. Исторические истоки, процесс развития и эволюцию технологического процесса токарного дела как составляющей декоративно-прикладного искусства.
3. Способы крепления детали на токарном станке и основные приемы точения.
4. Оборудование, инструменты, материалы и принадлежности, его конструкцию и назначение.
5. Владеть теоретическим материалом по технике и технологии токарного дела.
Если Вы изучаете курс «Токарное дело» и Вам необходима помощь в подготовке курсовых и других видов работ обращайтесь в компанию ИЦ «KURSOVIKS».
С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!