Финансы железнодорожного транспорта как отрасли является ключевой частью финансов государства, поскольку дороги, как инфраструктура остаются в государственной собственности, а их деятельность неразрывно связана с деятельностью отраслей экономики страны.
Финансы железнодорожного транспорта - это совокупность отношений, связанных с формированием, распределением и использованием средств, нужных для функционирования отрасли. Они включают: финансы предприятий - железных дорог и их дирекций, промышленных и ремонтно-строительных предприятий (структурных подразделений); финансы организаций, проектных, снабженческих, транспортно - экспедиционных, жилищно-коммунальных, а также финансы бюджетных учреждений.
Содержание, характер использования и закономерности развития финансов железнодорожного транспорта определяются социально-экономическими, организационными и другими отношениями, которые превалируют в транспортной отрасли как важной части экономики страны.
Особое место в эффективной реализации финансовой стратегии железнодорожного транспорта есть соответствие уровню качества транспортных услуг и рыночным условиям хозяйствования. При этом, построение тарифов должно учитывать не только возмещение совокупных затрат на транспортировки пассажиров и грузов, но и необходимую системную реконструкцию отрасли, ее устойчивое инновационно-инвестиционное развитие. Дифференциация установленного уровня цен должна происходить по уровню качества и комплексности транспортных и сервисных услуг, их социально-экономическим значением.
Процессы реформирования вызывают трансформацию финансово-экономических отношений и внесения корректив в функционирование механизма управления финансами отрасли. Создания и функционирования вертикально-интегрированной структуры управления на базе публичного акционерного общества со 100%-ной долей акций, принадлежащих государству (их запрещается отчуждать, передавать в управление, залог, использовать для формирования уставных капиталов других субъектов хозяйствования) будет обеспечиваться формированием и функционированием основных органов управления (правление, наблюдательный совет, ревизионная комиссия и тому подобное).
На текущем этапе развития отрасли основными задачами государственного регулирования деятельности железнодорожного транспорта является развитие конкурентной среды на рынке транспортных услуг и сбалансированность интересов всех участников такого рынка. Эти задачи реализуются путем обеспечения равноправного доступа к услугам инфраструктуры, адекватной системы ценообразования как в монопольном, так и в потенциально конкурентном секторе.
Управления финансами отрасли в условиях функционирования акционерного общества потребует дальнейшего внедрения раздельного учета по видам экономической деятельности. Одним из действенных инструментов при этом может стать разработка Номенклатуры доходов по видам экономической деятельности железнодорожного транспорта, что позволит не только определять доходы по разным видам деятельности, но и обеспечит согласование таких доходов по соответствующим видам расходов.
Особое значение в системе управления финансами железнодорожной отрасли имеет системно обоснованное внедрение бюджетирования и бюджетного управления по видам экономической деятельности. Бюджетирование выполняет функции вспомогательного инструмента при реализации стратегии, ее доведении до уровня оперативного управления. В то же время бюджетирование обеспечивает взаимосвязь между стратегическими целями и краткосрочными задачами исполнителей.
Обобщая, необходимо отметить, что в процессе обучения курса «Финансы железнодорожного транспорта» можно выделить такие этапы, которым учатся студенты, как:
– финансово-экономический анализ, результатом которого является установление цели деятельности на современном этапе развития рыночных отношений, учета угроз финансовой безопасности отрасли, противоречий развития, целесообразных направлений их преодоления;
– оценка альтернативных направлений, возможных потерь и выгод, рисков, их влияние на изменение стоимости железнодорожного транспорта как целостного имущественного комплекса (выявляются приоритетные задачи, этапы и сроки реализации стратегии);
– формирование и обоснование программы и комплекса мероприятий по повышению финансовой безопасности отрасли (разрабатывается механизм реализации данной стратегии: устанавливаются методы и формы достижения стратегической цели, учетно-финансовая и амортизационная политика, финансовый контроллинг и гибкое тарифообразование);
– оценка ресурсного обеспечения стратегии: реализация мероприятий по привлечению и централизации финансовых ресурсов;
– диагностика хода выполнения стратегии, финансовый контроль и внесение корректив в соответствии с изменениями внешней среды.
Финансовая стратегия как ключевой элемент генеральной стратегии развития железнодорожного транспорта направлена на формирование финансовой основы для конкурентного рынка услуг железнодорожного транспорта, внедрения скоростного движения поездов, эффективной организации работы инфраструктуры и парка подвижного состава. Практическими направлениями реализации финансовой стратегии являются: совершенствование тарифообразования, внедрения системы финансового планирования, как в среднесрочном, так и долгосрочном разрезе, что представляет значительный интерес в научном осмыслении и дальнейшем обосновании.
Свое внимание становлению и развитию курса уделяли такие ученые: Журавль А.И., Маслов Н.Н., Коробов Ю.И. и др.
Итак, если Вам необходимо купить курсовую работу или статью из курса «Финансы железнодорожного транспорта» обращайтесь в компанию ИЦ «KURSOVIKS». Коллектив высококвалифицированных специалистов Вам быстро и за умеренную цену поможет в этом.
С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!