Методические рекомендации
« Назад В методических рекомендациях для специалистов системы Министерства труда и социальной политики Украины значительное место отводится ознакомлению с видами, классификации и требованиями по написанию, составлению и оформлению учебно-методической литературы. Цель методических рекомендаций - оказать помощь специалистам по непосредственному созданию указанной литературы. Предоставлен информационно-консультативный материал рассматривает основные задачи и цели составления и написания широкого спектра учебно-методической литературы, предоставляются виды и классификация учебных изданий. Особое внимание уделяется специфике тематики учебно-методической литературы, а также стандартным требованиям по их написания и оформления. Сначала ответим на вопрос, что представляет собой учебная литература. По определению энциклопедистов, это произведения, которые создаются как средство обучения для определенной системы образования или конкретного учебного заведения, для переподготовки или самообразования. Учебную литературу разделяют также на несколько видов изданий: программно-методическую, учебную и вспомогательную. Как правило, программно-методическая литература - это учебные программы, методические рекомендации к программам, методические письма из руководства процессом обучения; учебная литература - это учебники, текстовые и наглядные пособия, лекции и конспекты лекций, сборники лекций; вспомогательной литературой является хрестоматии, практикумы, сборники практических заданий, упражнений, планы семинарских занятий, рабочие тетради, лабораторные журналы и так далее. В наше время на территории Украины действуют единые стандартные требования для учебных изданий, основных их видов, сроков и определений в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, методических разработках и рекомендациях, научной и справочной литературе. В подобранном материале были учтены также особенности методики и организации преподавания предметов профессиональной подготовки. Специфика тематики методических рекомендацийМетодическая деятельность и соответственно методическая литература, создаваемая для системы Министерства труда и социальной политики Украины целью внедрения единых системных принципов и технологий. Согласно создание методической литературы касаться таких вопросов: • совершенствование действующей системы повышения квалификации работников, в том числе введение новых форм последипломного образования, в том числе дистанционной; • научно-методическое обеспечение работы центров по вопросам психологической, социальной, физической и педагогической реабилитации; • диагностико-психолого-педагогическое понимание личности и выработки индивидуальной программы развития; • организационное и научно-методическое обеспечение профессионального обучения студентов, в т.ч. методика и организация проведения теоретического, производственного обучения и производственной практики; • информационно-консультативное обеспечение содействия трудоустройству выпускникам. Рекомендации авторам методических рекомендаций: отображать главное, существенное, что способствует получению высоких результатов, следить, чтобы логика и содержание изложенного отвечали основной теме рукописи, а также названии соответствующего раздела; учесть потребности и уровень подготовленности читателя или слушателя; раскрывать не только собственный опыт, но и основную идею, что составляет его педагогическую сущность. Каждое новое теоретическое положение или практические рекомендации подкреплять примерами. Излагать материал доказательно, не только "что" и "как", но и "почему так". Излагать материал достоверно, технически и методически грамотно, соотносить его с нормативными требованиями, отклонения от них обосновать. Избегать сложной научной терминологии, излагать материал доходчиво, кратко, в форме рекомендаций. Распространенной формой обобщения опыта является составление методических разработок, которые должны раскрывать вопросы организации и методики изучения отдельных тем или разделов учебной программы. Структура их определяется содержанием учебного материала конкретной темы (подтемы) программы, задачами соответствующего периода обучения. В ней раскрываются средства ознакомления учащихся с достижениями научно-технического прогресса, техники и технологии соответствующей отрасли производства, с передовым производственным опытом, основами научной организации труда. Согласно содержанию темы в методических рекомендациях должны быть описаны пути воспитания у учащихся уважения к труду и своей профессии, сознательной дисциплины, творчества, экономического мышления. Раскрывая формы и методы обучения по теме, особое внимание необходимо уделить способам обучения учащихся безопасным приемам труда и соблюдению правил производственной санитарии и гигиены. За основу для составления методических разработок можно взять следующие схемы: Примерная схема методических реомендаций по предметам профессионально-теоретической подготовки: • Характеристика темы программы. • Распределение темы на подтемы и уроки. • Учебно-воспитательные задачи, которые реализуются при изучении темы. • Комплексно-методическое обеспечение темы. • Характеристика учебно-материальной базы. Организация и методика проведения уроков по теме: - определение цели уроков; - психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала с учетом регионального компонента; - последовательность его изучения; - выбор методов и средств обучения; - приемы и средства реализации воспитательных возможностей уроков; - способы развития познавательной самостоятельности учащихся; - пути индивидуализации процесса обучения на различных этапах урока; - способы установки и реализации межпредметных связей и профессиональной направленности уроков; - методика применения ТНЗ; - демонстрации наглядных средств; - приемы закрепления учебного материала, практического применения полученных знаний; - виды домашней самостоятельной работы учащихся (содержание, объем, способы выполнения); - система контроля качества знаний, умений и навыков учащихся по данной теме; - критерии оценивания знаний, умений и навыков. Все без исключения учителя знакомы с такой, не значительной на первый взгляд, проблемой как методические рекомендации. Однако большинство из учителей практиков воспринимает методические рекомендации как некую ненужную вещь (скажем как бы подвесное, вроде и нужно, но и обойтись можно). Давайте попробуем вместе выяснить нужны ли методические рекомендации? Сколько методических рекомендаций выпущено для организации работы учителей средних школ? К сожалению, мы не сможем подсчитать с достаточной точностью, однако однозначно - очень много. Возникает вопрос нужно их столько? Подумайте сами, выпускаются методические рекомендации не только для регламентации преподавания определенного предмета, но и для того, чтобы были сделаны одинаково уроки по всей стране. А в случае проверки складывается впечатление, что большинство методистов и чиновников ни дня не провели в школе. Не дай Бог отступить хоть на пол шага - распят и выпишут выговор (в лучшем случае обычно). Кому это нужно? Учителю? Наверное нет, скорее всего чиновнику который должен показать свою работу, хотя бы в таком виде. Конечно, существует ряд рекомендаций которые необходимы, однако в основном такие методические указания имеют форму приказов. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |