Распечатать страницу

Урок

« Назад

Урок - логически законченая, целостная, ограниченая во времени часть учебно-воспитательного процесса, проводимая по расписанию под руководством учителя с постоянным составом учащихся.

Мало кто помнит, что слово «урок» означает вовсе не 45-минутный отрезок времени, а заданный объем работы. Продолжительность урока может быть разной, пока не закончено дело, ради которого он организован, пока не будут исчерпаны его задачи. «Выполнить урок» - значит сделать дело, а не «отсидеть» положенное время.

В основе всех учебных технологий – основополагающим является урок. Не важно, что его теперь называют десятками новых слов - общение, коллективное обучение, общее взаимодействие, модуль, дело, звено и тому подобное. Урок как определенный отрезок времени, на котором выполняется заданный объем работы, - большое достижение педагогической мысли. Обучение без уроков не существует, хотя существует, как и во все времена, естественное обучение и воспитание без школ.

По последним признакам все педагогические технологии можно разделить всего на две группы: урочные и безурочные. Первые - в основе школьного воспитания, вторые - естественного, случайного, стихийного, оказиального, дополнительного. Тем не менее все более громко заявляет о себе новейшие информационные технологии - разновидность дистанционного внешкольного обучения, но разбитого все на те же уроки.

Почти полтысячи лет и почти в неизменном виде существует поурочное обучение в Европе. В его основе - 45-минутный отрезок времени, разделенный на части в зависимости от задач и видов деятельности. Всего 45 минут, а сколько сил потрачено на рационализацию каждого вида деятельности. Специальными подсчетам никто не занимался.

По нашим оценкам, только в украинской и русской педагогической литературе описано более 400 попыток видоизменений урока - по десятку на каждую минуту. Если бы рациональными оказались хотя бы несколько процентов, то в двадцать первый век мы вступали бы не с печальной констатацией тех же вечных недостатков урока, а с реляциями об освобождении школы от хронических болезней.

урок, урок на заказ

Примем урок как данность, ведь ничего лучшего пока не придумано. И в ближайшие десятилетия, думаем, ничего особенного не произойдет. Вряд ли в каждую подушку будет вмонтирован «дидактический сон», чтобы получать знания без труда и напряжения. Проекты такие есть, и некоторые даже могут быть осуществлены. Но результат обучения - это не только обучаемость, не одним только знанием живы. В школьном обучении, как известно, больше всего ценят умения, навыки. А овладеть ими без уроков, без практики невозможно. Не отменяют уроков и новые проекты продуктивной педагогики, в частности, так называемые «индивидуальные маршруты» - составлены для каждого ученика личные схемы изучения предметов на выбранном уровне.

Что вообще можно изменять в уроке? Очень мало.

Во-первых, его продолжительность. Пытались сотни раз. Известны уроки продолжительностью от нескольких минут до «безразмерных» - 3-4 часа работы без перерыва. Но ни одно нововведение не стало еще достойным конкурентом изобретения каменного века. 45-минутный классический урок всегда побеждает.

Во-вторых, в уроке можно изменять порядок деятельности учителя и учеников. И именно здесь классическая структура оказывается наиболее эффективной, так как она лучше всех соответствует требованиям педагогических законов.

В-третьих, пытались и пытаются вывести урок из класса. В некоторых случаях это целесообразно, например, в учебных экскурсиях. В других, например, «классах без стен» - сомнительно. Задачи, содержание, виды деятельности, методы, способы, диагностика, мониторинг, тестирование и т.д. урок не меняют, а всего лишь несколько его модифицируют.

Средняя школа движется проторенным путем, она стремится к усвоению на заданном уровне самых важных, необходимых всем базовых знаний и умений. И в даном случае, чем меньше отклонений от классических схем, тем выше шансы на получение запланированного результата. Это как в моде: новые фасоны сначала внедряют, потом от них отказываются, а сорочка и брюки остаются изначальной одеждой вечного назначения.

как подготовить урок

Урок в средней школе больше всего страдает от:

• некачественной подготовки;

• плохого расчета;

• непродуманной импровизации;

• нарушений педагогических закономерностей.

Подготовка урока

Сколько времени должен тратить педагог на подготовку урока? Чем больше времени тратит учитель на подготовку урока, тем лучшим должен быть результат, - так уклончиво отвечала на этот вопрос педагогика прошлых десятилетий.

От чего же зависит продолжительность подготовки урока? Наблюдения подтверждают, что она обусловливается, в основном, двумя сильнодействующими факторами: уровнем подготовки учителя и отношением его к делу, то есть уровнем ответственности. Нередко опытный учитель, у которого, кажется, есть все основания для сокращения продолжительности подготовки, тратит на нее больше времени, чем его малоопытный коллега.

Это и доказывает, что подготовка урока определяется не только професиональностю, но и моральными качествами педагога. Среди других факторов, влияющих на продолжительность подготовки, - сложность учебного материала, уровень освоения учителем тех форм, методов, технологий, что он намерен использовать на будущем уроке, благоприятность условий работы, отношения учителя с учениками и др.

Подготовка урока - это субъективный творческий процесс, который никакими нормативами регламентировать нельзя. Означает ли это, что не существует средних временных ориентиров оптимальных расходов?

В экспериментальном исследовании проверялась гипотеза, что качество урока в зависимости от продолжительности подготовки растет до тех пор, пока учитель вносит существенные коррективы в поурочный план, после чего рост продолжительности подготовки уже не приводит к повышению эффективности урока. Иными словами, существует оптимальная длительность подготовки, справедливая для широких кругов учителей примерно одинакового уровня квалификации.

Проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась лабораторным путем. В исследовании приняли участие студенты естественного и филологического факультетов при переддипломной педагогической практики. Подготовка к урокам проводилась в школьных кабинетах. Будущим учителям выдвигались конкретные требования к составлению поурочного плана.

Они должны были максимально точно обосновать свои действия; предусмотреть действия своих учеников ежеминутно урока; определить, каким закономерностям обусловливается запроектированый ход учебно-воспитательного процесса; установить, какие принципы и как они будут реализованы на уроках; существенные условия и факторы будут влиять на течение различных частей (этапов) урока. Надо было связать все это с конкретным учебным материалом, выбрать оптимальные методы и структуру урока. Словом, спроектировать свой урок на уровне современных требований.

Каждый студент-практикант готовил один урок, на это ему отводился 1 час. Поурочный план писался под копирку в двух экземплярах. По истечении оговоренного времени експериментатор собирал планы, второй экземпляр оставлял себе, а первый, независимо от его качества (так требовал замысел исследования), признавал неудовлетворительной и возвращал на доработку. На это дается еще час, после чего процедура повторялась. На доработку давалось еще 30 минут. В четвертый и пятый раз добавлялось еще по 15 минут, таким образом, на подготовку урока отводилось 3:00. В это время не зачислялись такие виды деятельности педагога, как подготовка демонстраций, учебного оборудования, дидактических материалов. Изучалась только разработка стратегии и тактики урока.

Как повлияло увеличение продолжительности на качество поурочных планов? Сопоставление их показало, что второй вариант плана всегда был лучше первого, третий - несущественно отличался от второго! а четвертый и пятый оказались почти одинаковыми по качеству. Напрашивается вывод, что студент-практикант (а может, и учитель тоже?) вкладывает в план первый и вторый раз все, что он знает и умеет, а дальше, сколько бы времени он не тратил на совершенствование плана, качество последнего не улучшается.

Разработанные планы сопоставлялись с качеством уроков, проведенных на их основе. Здесь никаких неожиданностей не случилось. То, что учитель предусмотрел в плане, он и реализовал, сдвигов в лучшую сторону не было никогда.

Усреднения результатов 25 наблюдений позволило утверждать, что качество урока постепенно растет, но не бесконечно. Установлено, что для студентов-выпускников оптимальные затраты времени на разработку стратегии и тактики урока составляют около двух часов. А вместе с подготовкой демонстраций, дидактических материалов и т.д. достигают трех.

структура урока

Мы, конечно, далеки от простого перенесення этих статистически обедненных наблюдений не только на подготовительную деятельность опытных, но и молодых учителей.

Таким образом, можно утверждать, что время не влияет на качество подготовки тех пор, пока его расходы не являются меньше минимально необходимых, то есть обеспечивающие возможность безусловного выполнения всех требований алгоритма подготовки. Это и диагностирование, и прогнозирование и проектирование. Анкетный опрос опытных учителей (со стажем работы в школе 15-20 лет) позволило ориентировочно установить этот минимально необходимое время. Подготовка одного учебного занятия занимает не менее 1-1,5 часов.

Просто напишите нам и мы выполним любую работу на заказ за Вас! Быстро, качественно и дешево)

С уважением ИЦ "KURSOVIKS"!