Индивидуальная работа
« Назад К индивидуальной работе относятся творческие и индивидуальные учебно-исследовательские задачи: - выполнение расчетно-аналитических работ, курсовых и дипломных проектов; - исследование практических ситуаций; - подготовка реферативных материалов на актуальные темы с элементами научного исследования и его презентация; - собственных исследований до олимпиад, конференций; - написание эссе; - составления и решения задач; - разработка моделей, явлений и процессов; - аннотация разработанной дополнительной литературы; - разработка и решение тестовых заданий; - разработка поурочных планов и конспектов уроков; - сравнительная характеристика изученных явлений, процессов и т.д.; - написание сочинений, газетных статей, составление стихов, разработка сценариев, литературные переводы; - выполнение в индивидуальном порядке упражнений различного уровня сложности; - аннотация прочитанной литературы с элементами научно-исследовательской работы; - поиск в компьютерных сетях дополнительного учебного материала к предложенным преподавателем темам; - аннотации к видео, просмотренных в видео-лабораториях; анализ школьных учебников; - сбор информации и ознакомление с зарубежным опытом, что касается определенной учебной проблемы. Практический опыт воплощения практики индивидуальной работы в рамках учебных курсов по истории и методики преподавания истории обнаружил такие недостатки студенческих исследований на бумажных носителях: - работы часто носят компилятивный характер, проверка взноса студентов требует от преподавателя значительных временных затрат; - научный задел студента остается без практического воплощения, студент теряет ощущение важности своей работы, поэтому единственной ценностью для него становится оценка; - бумажные носители занимают много места для хранения на кафедрах; - расходы деревьев на бумагу подрывает экологический баланс планеты. Индивидуальная работа студентов может включать в себя: - аннотацию прочитанной дополнительной литературы, библиографическое описание литературы; - конспектирование монографической литературы по содержательным модулем; - подготовку и опубликование научной статьи; - подготовку, опубликование тезисов научного доклада на конференции и участие в конференции. Выбор студентом видов индивидуальной работы осуществляется по согласованию с преподавателем. Организацию, контроль и оценку качества выполнения индивидуальной работы студентов осуществляет куратор, который закрепляется кафедрой за студенческой учебной группой. За индивидуальную работу студент максимально может получить 14 баллов. Индивидуальные занятия включают следующие виды работ: 1. Индивидуальная консультация; 2. Индивидуальное задание; 3. Выпускная/дипломная, магистерская работы; 4. написание научных работ, статей, подготовка выступлений на конференциях, симпозиумах и т.п. Требования к организации индивидуальной работы студентов: 1. Проблемность, что является стимулом для повышения познавательной активности для формирования у студента умений проведения научных исследований; 2. Вариативность предложенных для выполнения задач по уровню сложности, объему и характеру их выполнения; 3. Предоставление возможности выбора учебных заданий; 4. Создание определенных стимулов для творческой активности студента; 5. Систематический контроль за выполнением заданий; 6. Своевременное предоставление и обращения студентов за помощью. К индивидуальной работе относятся творческие и индивидуальные учебно-исследовательские задачи: - выполнение расчетно-аналитических работ, курсовых и дипломных проектов; - исследование практических ситуаций; - подготовка реферативных материалов на актуальные темы с элементами научного исследования и его презентация; - собственных исследований до олимпиад, конференций; - написание эссе; - составления и решения задач; - разработка моделей, явлений и процессов; - аннотация разработанной дополнительной литературы; - разработка и решение тестовых заданий; - разработка поурочных планов и конспектов уроков; - сравнительная характеристика изученных явлений, процессов и т.д.; - написание сочинений, газетных статей, составление стихов, разработка сценариев, литературные переводы; - выполнение в индивидуальном порядке упражнений различного уровня сложности; - аннотация прочитанной литературы с элементами научно-исследовательской работы; - поиск в компьютерных сетях дополнительного учебного материала к предложенным преподавателем темам; - аннотации к видео, просмотренных в видео-лабораториях; анализ школьных учебников; - сбор информации и ознакомление с зарубежным опытом, что касается определенной учебной проблемы. Проблема индивидуального подхода в обучении есть едва ли не самой сложной в области педагогической психологии. Во-первых, индивидуальный подход, по самому смыслу этого вопроса, имеет целью индивидуальную работу с каждым учеником, которая строилась с максимальным учетом конкретных особенностей его мышления, восприятия, речи, памяти, ориентировалась бы на темперамент, характер и другие личностные качества, базировалась на основных мотивах, интересах, духовных потребностях ученика. И этот идеал вряд ли имеет или будет иметь в будущем что-то совместное с практикой обучения, и не только потому, что нельзя предоставить каждому ученику персонального учителя или обеспечить такую работу надежными научными методами. Ведь процесс обучения есть одновременно и процессом воспитания - формирование полноценного (не только физически и интеллектуально, но и социальное) члена общества. А согласно описанным идеалом индивидуальной педагогической работы ученик практически выпадает из сферы интенсивного формирования, общественных качеств личности - межличностных связей в классном коллективе, совместной творческой деятельности в учебе, общественно полезном труде школьников. Ведь класс в школе составляет не обусловленную социальными, в частности экономическими, факторами группу детей, что учатся, а научно обоснованную форму организации учебной деятельности, благодаря которой ученик приобретает первичных общественных важных личностных качеств. Во-вторых, проблема индивидуального подхода содержит в себе серьезное внутреннее противоречие относительно соотношения его результатов в обучении и развитии человека. Непосредственной целью его использования в школьной практике есть, безусловно, повышение темпа и улучшения качества усвоения учебной программы. И для достижения этой цели следует максимально использовать имеющиеся способности ребенка, организующие в соответствии с их структуры учебный материал, «адаптируя» его к профилю индивидуальных особенностей. Именно такими средствами можно обеспечить максимальную результативность обучения на данном уроке, при усвоении данного объема знаний и умений, в данном классе. Но понятно и то, что за такого индивидуализированного обучения умственные возможности ребенка не будут иметь стимула для качественного развития, будут ограничены количественным накоплением новых приемов и способов мышления, восприятия, запоминания и т.д. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |