Конспект лекций
« Назад Педагогическая наука и общественное мнение осознали тот факт, что переход к самообразованию форм образования является важным условием становления рыночной экономики. Для новой жизни в этих условиях требуется новое мышление, новая культура деятельности и новый уровень образованности. Выпускники вуза должны быть подготовленными к новым общественным отношениям, социально защищенными, закаленными, морально устойчивыми в условиях конкурентной деятельности. А главное - выпускники должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному самосовершенствованию особенно на этапе вхождения украинского образования в Болонский процесс. Выполнить такие задачи невозможно в рамках традиционной технологии - требований педагогики, основанных на внешней мотивации деятельности студентов, на принуждении. В новой технологии ставка делается на внутренние личностные факторы мотивации студентов, на естественные потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению. Вот почему важно уделять много внимания самостоятельной работе студентов, ориентированной на соответствие динамике действительности. На формирование у подрастающего поколения современного мировоззрения, развитие творческих способностей и навыков самостоятельного научного познания, самообразования и самореализации обращается внимание во всех государственных документах развития образования. Только готовя личность, которая стремится к самообразованию, современный вуз может реализовать модель выпускника, способного к творчеству, саморазвитию и самореализации. Однако отсутствие практических навыков, неумение использовать разнообразные приемы самостоятельной учебной работы очень усложняют самообразовательную деятельность студентов. В частности, как показали многолетние наблюдения за студентами, у них полностью отсутствуют навыки грамотного конспектирования. Инженер должен уметь чертить, врач - выписывать рецепты, музыкант - читать ноты, а студент конспектировать. Но если выписывать рецепты и читать ноты обучают, то студента (который становится в будущем таким специалистом) конспектировать не учит никто, и поэтому написание конспектов превращается в диктант, в котором мысль студента практически отключена. Лучший лектор для таких слушателей тот, кто медленно диктует. Известный психолог и талантливый лектор И.М. Файгенберг подчеркивал, что бездумное, механическое конспектирование лекции может привести к отрицательному результату: "На экзамене по эпидемиологии студенту необходимо было ответить на вопрос, кто является переносчиками чумы. Студент назвал грызунов и рыжих кошек. Так же самое было записано в его добросовестном, почти дословном конспекте. Оказывается, студент вместо слов лектора: "переносчик чумы грызуны и реже - кошки" услышал и записал совсем другое слово - рыжие". Работа с первоисточниками вообще сводится к механическому переписыванию отдельных частей текста, где предпочтение отдается выделенному курсивом. Опыт показывает, что несмотря на широкое распространение электронной техники, основным и наиболее эффективным методом обучения была и остается работа с книгой и конспектом прослушанных лекций. А особенно в наше время, в эпоху «информационного взрыва» и большого количества "информационного мусора". Метод самостоятельной работы с книгой и с краткой записью прочитанного имеет давнюю историю. Только появились первые, еще рукописные книги, люди стали думать над средствами по их внимательному чтению. Еще в летописи Киевской Руси в 1076 году, есть раздел о внимательном чтении книг: "Книжное Почитание". В нем говорится о том, что перед чтением надо подготовиться, а когда читаешь книгу, то не надо спешить, переходя от раздела к разделу, а лучше трижды повторить прочитанное, понять его, чтобы потом руководствоваться в жизни. А конспектировать люди начали еще с античных времен. Луций Сенека (младший) в возрасте 4-х лет так писал о сути конспектирования: «Если прочитаешь что-либо, то из прочитанного нужно усвоить главную мысль. Так делаю я: из того, что прочитал непременно что-нибудь замечаю». При изучении психологии большое значение имеет умение студентов работать с первоисточниками (потому что по-настоящему можно изучить эту науку только с помощью первоисточников) и наличие навыков рационального конспектирования материала, подготовленного лектором. Известно, что лучше всего запомнить прочитанное, записывая некоторые основные мысли, определения понятий, формулировки законов, теоретических принципов, цитат, определений и тому подобное. В момент записи той или иной мысли, мы их воспроизводим. В процессе записи зрительная память дополняется моторной. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию прочитанного. Кроме того, конспектирование воспитывает критическое отношение к прочитанному, развивает память, помогает выработать свой стиль преподавания. При конспектировании материал лучше усваивается, запоминается, систематизируется. Конспектирование при слушании
«Без умения слушать и одновременно коротко записывать содержание услышанного невозможно овладеть знаниями. Во многих случаях неуспеваемость объясняется тем, что ученику (или студенту) недоступно это элементарное и одновременно тяжелое умение», - отмечал В.А. Сухомлинский. Почему конспектирование способствует запоминанию? Один и тот же смысл при конспектировании фиксируется в сознании четыре раза: при прослушивании, при выделении главной мысли, при поиске для нее обобщающей фразы, при записи этой фразы. При грамотном конспектировании услышанного нужно сначала прослушать соответствующий смысловой фрагмент лекции (комплекс фраз, которые объединены общей мыслью), затем отключить фокусное внимание от прослушивания, осознать, обобщить прослушанное. Когда в сознании «построится» сокращенная формулировка прослушанного фрагмента, переключить внимание на его запись. Чем больше интервалы между двумя периодами записи, тем больший объем перерабатываемой информации обобщается. Несмотря на то, что лектор не предпринимает никаких перерывов при чтении, информация все равно доходит до сознания: срабатывает механизм распределения внимания. В то время когда фокусное внимание направлено на переработку и письменную фиксацию воспринятого ранее содержательного сегмента, с помощью периферического внимания студент может воспринимать и удерживать в оперативной памяти следующие сегменты. Как известно, скорость речи лектора - 125 слов в минуту. Средний «слушатель» лекции (ученик, студент) способен слушать и понимать без каких-либо потерь информации 450 слов в минуту. А если добавить «лирические отступления» лектора от текста (примеры, факты), его интонации, то понятно, что времени на конспектирование достаточно. Очень эффективным средством научиться конспектировать является - взаимопроверка конспектов, чтение чужого «творения», критические замечания товарищей. Замечательным тренировочным средством может быть запись на диктофон с последующим переносом на бумагу. Структура конспектаКонспект может иметь сложную структуру и включать в себя все виды записи прочитанного. При немеханическом (рациональном) конспектировании лекции чаще записывают план лекции, основные положения, доказательства, примеры, соображения лектора. При конспектировании первоисточников части комбинируют план, тезисы, заметки. Качество конспекта определяется не количеством страниц, а умением определить и зафиксировать то основное, что хотел донести автор (лектор). Кроме того, конспект - это тот источник, над которым нужно постоянно работать, перечитывать, делать пометки, дополнять. Конспект состоит из: плана кратко изложенных основных положений фактов примеров Основа конспекта: план
выписки Конспект позволяет не только записать прочитанное и услышанное, но и выразить собственное отношение к нему, записать свои мысли. Конспекты бывают 3-х видов: текстуальный, свободный, тематический. Письменный конспект лекции (текстуальный)1. При использовании этого вида конспекта в тексте отыскивается именно тот материал, который изучается. 2. Если ставится задача найти ответы на вопросы, можно без изменений переписать их, отыскав в тексте. 3. Текстуальный конспект должен быть кратким и подробным. 4. В этом виде конспекта сохраняется логика и структура текста изучается. Свободный конспект (лекции). 1. Этот вид конспекта требует умение выражать мысли своими словами. 2. При написании опускается все второстепенное. 3. Производится навык выделения только главного. 4. Для дальнейшего целостного восприятия конспекта необходимо предотвратить оформление его сплошным текстом одного цвета. 5. Структурирование конспекта, употребление различных размеров букв, записи несколькими цветами способствуют легкому восстановлению написанного в памяти. Тематический конспект. 1. Это конспектирование нескольких произведений, близких по тематике с целью всестороннего изучения определенной проблемы, подготовки материала для доклада, лекции. 2. При написании подобного типа конспекта прежде всего надо составлять специальный план для изучения определенного теоретического материала. 3. Большое значение имеет подбор литературы по теме, предварительное (визуальное, беглое) ознакомление с ней. 4. Конспектировать основное из нескольких первоисточников можно в виде ответов на вопросы (вопросами могут быть пункты плана). 5. За основу тематического конспекта можно взять один, главный, первоисточник, а выписками из других дополнить его. 6. Текст конспекта оформляется произвольно. В отличие от тезисов, кроме основных положений конспект содержит и фактический материал. При конспектировании следует учитывать, что любой текст или устное сообщение имеет главную информацию (определение понятий, формулировки законов, цитаты, теоретические принципы и т.п.); второстепенную (теоретическая аргументация, фактические обоснования, описание методов и процедур, характеристика отдельных явлений, факты, примеры, детали и т.д.); вспомогательную (методические советы, вопросы для самопроверки, напоминание об изученном ранее). Главную информацию следует записывать полностью, без сокращений, второстепенную перерабатывать, обобщить и сократить (в виде схем, тезисов, выводов, результатов). Оптимальная организация конспекта - это лист бумаги в тетради, разделенный на 2 части. По ширине всего листа записывают тему, план и литературу. Затем с левой (широкой) стороны - краткое содержание лекции (первоисточника), с правой - цифры, факты, собственные мысли, отметки, комментарии, дополнения. Правая сторона должна заполняться при самостоятельной работе. Т е м а план 1 ....... литература: Краткое из лекции цифры, факты, собственные мысли, (первоисточника) ........ отметки, комментарии, дополнения Не следует писать конспект мелким почерком. Строки размещать на расстоянии 2-3 мм. Лучше всего научиться структурировать текст: вести записи "отступами", колонками, главные мысли выделять другим почерком, буквами, а также делать подчеркивания, употреблять печатные буквы для заголовков, использовать цветные карандаши, фломастеры, маркеры. При «создании» конспекта следует представить, что конспект попытается читать еще кто-то (можно представить себя на его месте). Возможно также вести цветную идентификацию различных частей конспекта. Например, ту часть, которую преподаватель определил как необходимую для сдачи экзамена, обведите определенным цветом. Если вы психолог и делаете запись хода эксперимента, возможно различными цветами определить эмоциональную реакцию испытуемых на введение различных задач. Если вам нужно дополнить материал дополнительными записями, а правая часть конспекта уже заполнена, то допускается подклеивание нового листа снизу или сбоку. Правила рационального сокращения при конспектировании Общепринятые сокращения. Основное умение, которое надо развивать в себе при написании конспекта - умение сокращать слова так, чтобы через некоторое время можно было восстановить сокращенную запись в памяти. В первую очередь надо приучить себя сокращать часто употребляемые слова, сроки, повторения. Для ряда слов в языке существуют общепринятые сокращения: др. - Другие, изд-во - издательство, сб. - Сборник, проф. - Профессор, доц. - Доцент, гг. - Годы, осн. - Основной, в т.ч. - В том числе, г.ч. - Главным образом, и др. - И прочее, и т.д. - И так далее, с. - Страница, с.г. - В этом году, см. - Смотри, н-р. - Например, т.о. - Таким образом. Кроме того, следует помнить, что по государственному стандарту отсечение конечной части слова должно: - способствовать легкому восстановлению целого слова: модальн. (модальный), Когнитив. (когнитивный), афферент. (афферентный). - заканчиваться только на согласный: перцептивный, а не перцепт, если нет необходимости восстановить потом слово, как часть речи. - заканчивать сокращения на последнем согласном, если согласных в конце несколько: Интерактивная, а не интерактив. - отсекать (при наличии двойных согласных) - один из них: гетерохрон. (гетерохронность). - имена не сокращаются. Творческий подход студента к сокращению. Психология - наука, поэтому существуют некоторые "Набивочные" (часто употребляемые) слова, с помощью которых вам придется постоянно вести записи или выражать свое мнение, например "получить", "исследования" и др. Внимательно прочитайте эти наиболее употребительные при изучении психологии части речи и подумайте, с помощью каких приемов, описанных ниже, возможно их сократить для ускорения конспективных записей. Глаголы: изучать, исследовать, анализировать, проверять, выкладывать, обсуждать, описывать, рассматривать объяснять, приходить к выводу, отмечать. Прилагательные: обычный, разное, одинаковый, другой, похожий, переменный, большой, малый, повышенный, чрезмерный, общий, дополнительный, современный, важный, ценный, удовлетворительное, надежный, эффективный, разносторонний, альтернативный, точный, полезный, корректный, тщательный, современный, ограниченный, характерный, исчерпывающий. Существительные: метод, средство, подход, методика, операция, цель, особенность, преимущество, недостаток, результат, факт, ведомость, доказательство, свидетельство, подход, соответствие, связь, выводы, доказательства, эксперимент. Над какими словами надо еще поработать, сокращая их? Найдите их, отделите, работая с литературой (учебниками, первоисточниками). От частоты ваших сокращений этих слов-терминов зависит результат успеха - ускорения при конспектировании. Сокращение гласных. Известно, что согласные буквы несут больше информации, чем гласные. Содержательная нагрузка ложится на согласные, а гласные выполняют функцию построения формы слова. Поэтому попробуйте приучить себя "выбрасывать" в словах (особенно длинных) несколько гласных. Даже если это будет сокращение на 2 буквы (а это 20% всего слова) экономия времени при конспектировании будет весьма значительна: инстнкт, холрк, мелнхлк, сангвнк, темпрмнт, фрстрция. Использование иностранных слов. Современная молодежь широко использует в своей речи иностранные слова. Чаще всего - это английский язык, деформированный на американский лад, в украинском исполнении. Например, всем известное "ОКЕЙ" можно смело считать частью украинской лексики и употреблять как синоним слов "согласовано", "верно" "позитивный результат" и др. А если направить энергию новомодного увлечения "американизмами" (или словами с другого, известного вами, языка) в рациональное русло? Вы сможете использовать иностранные слова при написании конспекта, если такие слова короче такого же по содержанию украинского слова и есть его синонимами: "if "(если)," OK "(правильно, верно)," use "(использовать)," can "(можно, могу)" must "(надо, должен). Иностранные слова при конспектировании надо использовать в тесной связи со знанием иностранного языка, а также в сочетании с тем, не противоречит ли это собственным эстетическим взглядам студента и не мешает в будущем понять законспектированное.
Некоторые из вас наблюдали за собой возможность собственного восприятия. Слушая другого, они могли бы с большой долей вероятности сказать, о чем этот человек (лектор) будет говорить дальше. Самое интересное, что, не имея под собой никаких оснований, эти догадки полностью соответствуют действительности. Но такое "озарение" бывает только при внимательном и целенаправленном слушании. Просто напишите нам и мы выполним любую работу на заказ за Вас! Быстро, качественно и дешево) С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |