Самостоятельная работа
« Назад Стратегической целью украинской системы образования с точки зрения как внутренних потребностей, так и с точки зрения соответствия общеобразовательным тенденциям и перспективам развития является интеграция в мировое и международное пространство, утверждения его высокого статуса и конкурентоспособности. В связи с этим и еще рядом весомых факторов данный образовательный направление переживает период активного поиска путей совершенствования процесса подготовки будущих специалистов. При этом широко исследуются инновационные технологии обучения, которые могут быть использованы для оптимизации учебного процесса, среди которых интерактивные и аудиовизуальные методы обучения, кейс-студии занимают ведущее место. Самостоятельная работа студентов является эффективным орудием оптимизации процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов. Как форма организации обучения в высшей школе Украины, самостоятельная работа является составной всех учебных дисциплин. Она выступает завершающим этапом решения учебно-познавательных задач, которые рассматривались на лекциях и семинарах, а следовательно, требует четкого планирования и правильной организации. Учитывая прикладной характер учебных предметов важно подбирать для самостоятельной работы такие задачи, которые бы адекватно отражали сущность и содержание профессиональной деятельности, развивали способность к поиску творческого решения вопросов, умение анализировать различные аспекты работы и проектировать услуги, а не просто определять объем учебного материала для самостоятельной работы студентов. Для достижения намеченных целей важно глубоко исследовать достояние профессионального образования за рубежом, проанализировать содержание и формы подготовки будущих специалистов в целом и его практический аспект в том числе в странах, где система образования для отрасли формировалась на протяжении прошлого века. Заимствования положительного зарубежного опыта, его адаптация к отечественным условиям дает возможность повысить качество подготовки специалистов любой отрасли и избежать ошибок, свойственных для периода ее формирования. В таком контексте изучения опыта США по вопросам практической подготовки будущих специалистов любой отрасли в университетах страны может стать весомым средством повышения конкурентоспособности кадров, которым предстоит утверждать Украину на мировом рынке. Самостоятельная практическая работа студентов - это разные виды индивидуальной и коллективной деятельности, студенты осуществляют на лекциях, лабораторных и практических занятиях, в процессе практики и во внеаудиторное время по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа студентов в учебных заведениях США - это форма организации подготовки будущих специалистов, которая выполняет ряд функций: - учебную, так как содержание задач включает новые для будущего специалиста факты, сведения о профессиональной деятельности; - развивающую, которая предусматривает развитие мышления в тесной связи с формированием определенных понятий и коммуникативных навыков; - направляющую, задача самостоятельной работы должны целенаправленный характер и соответствуют содержанию учебного материала. В Университете штата Колорадо в процессе изучения дисциплин, как вид самостоятельной работы предусмотрено проведение интервью с владельцем любой фирмы по заранее разработанному образцу, в процессе которого студент должен выяснить, на какой сегмент рынка ориентируется организация, какие услуги производит, методы их продвижения и средства рекламы использует, какие стандарты обслуживания потребителей являются исходными и технические средства используются в работе предприятия. Тема собеседования охватывает проблемы кадрового обеспечения организации, функциональных обязанностей работников. Актуализируются вопросы рентабельности предприятия, получение дивидендов, формирование перспективных планов развития. Результаты работы подаются в письменной форме за подписью предпринимателя с указанием всех реквизитов учреждения. Задача творческого характера - это проект, который выступает моделью определенного производственного процесса. Организация самостоятельной работы студентов по учебному предмету должно осуществляться с соблюдением ряда требований, в том числе таких: Обоснование необходимости задач в целом и конкретной задачи в частности, что требует выявления и стимулирования положительных мотивов деятельности студентов. Открытость и общая обзорность задач. Все студенты должны знать содержание задания, иметь возможность сравнить выполненные задания в одной и в разных группах, проанализировать правильность и полезность проделанной работы, соответствие поставленных оценок (адекватность оценки). Предоставление подробных методических рекомендаций по выполнению работы (в какой последовательности работать, с чего начинать, как проверить свои знания). По отдельным заданиям студенты должны получить достопримечательности. Предоставление возможности студентам выполнять творческие работы, которые соответствуют условно-профессиональному уровню усвоения знаний, не ограничивая их выполнением стандартных задач. Осуществление индивидуального подхода при выполнении самостоятельной работы. Индивидуальные задания могут выполнять по желанию все студенты или некоторые из них (которые творчески одаренные, требовательны, имеющие большой опыт практической деятельности, учебы и работы за рубежом и т.д.). Индивидуализация самостоятельной работы способствует самореализации студента, раскрывая в нем такие грани личности, которые помогают профессиональному развитию. Нормирование заданий для самостоятельной работы, основанное на определении затрат времени и трудоемкости различных их типов. Это обеспечивает оптимальный порядок учебно-познавательной деятельности студентов - от простых до сложных форм работы. Возможность ведения учета и оценки выполненных заданий и их качества, что требует стандартизации требований к умениям будущих специалистов и разработка комплекса профессионально ориентированных задач. Для этого мы предлагаем следующие типы задач, которые предусматривают получение материализованного результата (продукта). Во время их выполнения формируются также личностные черты студента. Поддержание постоянной обратной связи со студентами в процессе осуществления самостоятельной работы, что является фактором эффективности учебной среды. В целом, задания для самостоятельной работы студентов должны соответствовать следующим требованиям (по В. А. Казаковым): Профессиональная результативность - формулировка задачи, которое должно гарантировать формирования хотя бы одного профессионального умения в терминах и понятиях будущей специальности студента. Производительность - предполагает получение квази-профессионального продукта учебной самостоятельной работы студента после завершения всех действий по решению этой задачи. Конструктивность - наличие определенной структуры задачи (цель, исходные данные, условия, которые связывают). Когнитивность - преимущество умственных действий над психомоторикой в процессе решения задачи. Самостоятельность - подавляющее количество действий студента должны быть самостоятельными, обеспечивается перечнем исходных данных, условиями задачи и необходимостью получения различных профессиональных продуктов. Каждый из элементов задачи должно побуждать студента к тому, чтобы он сам принимал решение, сравнивал условия, осуществлял необходый информационный поиск и тому подобное. Разработка заданий для СРС различных уровней является основным условием надлежащего планирования и организации самостоятельного обучения. С уважением ИЦ "KURSOVIKS"! |